Лукашенко выбрал не Россию
Белоруссия готова быть транзитной страной для ЕС, но ей мешают
Белоруссия готова сближаться с ЕС и даже провести политические реформы, если Европа поможет деньгами. Об этом заявил вчера Александр Лукашенко, встречаясь в Минске с еврокомиссаром по европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнесом Ханом.
«Мы будем настаивать на том, чтобы Европейский союз точно так же открывался для нас, как мы открыты для вас», – заявил Александр Лукашенко, говоря о роли Белоруссии как транзитного государства. Как бы Белоруссии не было сложно, она всегда была «хорошим транзитным окном для Европейского союза», подчеркнул он. «Мы никогда не запрещали вашему бизнесу движение ваших товаров, рабочей силы, капитала в Беларусь и через Беларусь», – заявил Александр Лукашенко. «Торгово-экономические отношения, свобода, за которую Евросоюз радеет (в широком смысле слова – свобода для бизнеса, граждан), – это основополагающие принципы, на которых базируется то или иное государство», – убежден президент Белоруссии.
Александр Лукашенко признался, что он долго присматривался к ЕС и «в силу происходящих трансформаций» принял решение, что «негоже нам смотреть друг на друга через забор и жить, косо глядя один на другого». «Мы не просились в Евросоюз, но мы хотели бы, чтобы у нас с ЕС были такие отношения, которым бы, может быть, завидовали даже члены ЕС. И если Европейский союз на это готов, мы свой путь готовы пройти», – сообщил Александр Лукашенко об итогах своих раздумий.
Однако дружить с ЕС белорусский лидер готов только в том случае, если «основой станут торгово-экономические отношения». «Не просто разговоры о каких-то демократии, свободе слова, политзаключенных, отмене смертной казни – это само собой разумеется, мы не снимаем это с повестки дня… но основой являются наши торгово-экономические, финансовые отношения», – заявил Александр Лукашенко. «Если мы будем видеть в отношениях с ЕС это, то можем смелее идти и на трансформацию, реформирование нашего политического устройства», – пообещал он.
Причем Александр Лукашенко подчеркнул, что лучше не ждать, пока восстанавливать «тесные и добрые отношения» их заставят «какие-то обстоятельства, события», а делать это на опережение. «Нам надо целенаправленно, смело и открыто идти навстречу друг другу, без давления обстоятельств», – убежден он.
Александр Лукашенко напомнил, что Минск и Брюссель сейчас работают над документом, который должен стать «дорожной картой» выстраивания отношений, корректируется и стратегия «Восточного партнерства». Белорусский лидер убежден, что очень важно на этом этапе заложить туда экономические и финансовые проекты. «Вы знаете, что не всем это нравится, в том числе и нашим партнерам… отдельным, но мы строго придерживаемся линии договоренностей в «Восточном партнерстве», – сказал он.
Сложилось впечатление, что Йоханнес Хан был несколько удивлен решительностью белорусского лидера. Тем не менее он заметил: «Развитие экономики всегда означает и развитие общества, и развитие страны. Мы по-прежнему видим, что существует значительная разница между уровнем экономики в ЕС и уровнем экономики в государствах-соседях. И это тот вопрос, который мы хотели бы решить, и этим надо заниматься».
Местные аналитики убеждены, что решительность заявлений Александра Лукашенко о сближении с ЕС напрямую связана с отсутствием положительных результатов на недавних переговорах с Россией. Отсылки к российской тематике эксперты увидели почти в каждом заявлении белорусского президента. Москва – это тот самый партнер, который против участия Белоруссии в «Восточном партнерстве», и именно из-за ее санкций в отношении европейской продукции Белоруссии было тяжело выполнять свои транзитные обязательства. «Происходящие трансформации», которые вынудили Минск искать сближения с ЕС, – это не что иное, как изменение отношений с Россией, а те обстоятельства, которые могут вынудить Минск и Брюссель сближаться еще быстрее, – это дальнейшее обострение отношений с вчерашней верной союзницей.
Правда, нынешние заявления, как и обещания политических реформ, могут оказаться блефом, полагают в Минске. Они могут быть рассчитаны на все то же российское руководство, которое должно услышать и раскаяться в том, что ущемляет интересы Белоруссии. Основной аргумент в пользу такой версии – неспособность Александра Лукашенко пойти на реальные политические реформы по причине того, что это чревато потерей им власти.
Йоханнес Хан посещает Белоруссию 21–22 июня. Это уже второй его визит в этом году, предыдущий состоялся в январе. Цель нынешнего – участие в 10-й сессии неформального диалога министров иностранных дел и министров по делам цифровых технологий стран «Восточного партнерства». Речь на министерской встрече шла о гармонизации цифровых рынков и реализации совместных проектов в этой сфере.
Антон Ходасевич