"Семерка" не хочет быть "шестеркой" Трампа
Москва, 12 июня - "Вести.Экономика" Завтра Федрезерв США, как широко ожидается, поднимет ставку по федеральным фондам, приведя её в близкий к нейтральному диапазон 1.75%-2,0% годовых: данное событие учтено сейчас сделками на Чикагской фьючерсной бирже CME с вероятностью 91,3%. И уже на другой день, 14 июня, Европейский центральный банк, вполне возможно, внесёт окончательную ясность в сроки окончания «работы» до конца этого года «печатного станка», как многие называют длящийся с 2015 года период сверхмягкой политики, включая масштабную скупку облигаций на средства центробанка.
[/URLEXTERNAL]
Пётр Пушкарёв, шеф аналитик [URLEXTERNAL=https://teletrade.academy]ГК TeleTrade
Трамп, если и отпускал в ходе встречи «семёрки» комментарии, то едкие – в адрес премьер-министра Канады, ближайшей страны-соседки США и хозяйки саммита G7. Трамп обвинил канадского премьера даже во лжи или, возможно, если воспринять чуть мягче, то в передёргивании фактов – дав понять, что тот выдавал желаемое за действительное, говоря хотя бы о формальном согласии Трампа с выраженным в нескольких пунктах мнением всех остальных участников встречи. Трамп же заявил, что ни с каким итоговым документом «семёрки» он-де не согласен, ни под какой бумагой о принципах свободной торговли или чем-то подобным он подписываться и не собирался. И улетел за несколько часов до конца саммита вообще в Сингапур к корейцу Ким Чен Ыну: можно подумать, что назначить с ним встречу заранее на полдня позже было нереально.
«Веселье» началось ведь задолго до самой встречи G7. Про британку Терезу Мэй американский президент ещё за пару дней сказал, что встречаться с ней он отдельно на G7 он не намерен, потому что она «ведёт себя как учительница», якобы ни с кем не имеет хороших отношений, зато отношения с Вашингтоном использует исключительно себе на пользу. А 8 мая, когда Дональд Трамп по сути наплевал с высокой колокольни на мнения и возражения всех европейских союзников США и в одиночку вышел из сделки с Ираном. Тем самым Трамп оставил всю Европу в недоумении разбираться с тяжкой проблемой, что же лучше? Вариант торговать с Ираном, как и торговали – извлекая прибыль, плюс честно соблюдая закреплённые документом политические обязательства своих стран перед Ираном и не опасаясь никакого перезапуска иранских ядерных программ – но и рискуя напороться на многомиллиардные штрафы от Минфина США, что уже имело место в недавнем прошлом. Или вариант «слушаться» Трампа и терпеть убытки от сворачивания сделок, и на перспективу может быть не только с Ираном, подставлять свою деловую репутацию, но зато остаться верными негласным союзническим обязательствами перед Штатами, которые Европу якобы в рамках НАТО защищают от всех бед, но при этом требуют за эту защиту всё больше денег.
В том и другом случае европейские политики и бизнесмены оказываются, мягко говоря, в глупом положении, что и пытались донести до Трампа визитами в США и фрау Меркель, и месье Макрон, но безуспешно. И если с Ангелой Меркель Трамп хотя бы вёл себя прилюдно подчёркнуто корректно, то с плеча Эммануэля Макрона американский президент себе при журналистах и телекамерах стряхнуть никому кроме Трампа незаметный кусочек перхоти, демонстрируя как бы близость и дружелюбие, но всё же, думается, скорее унизив своего французского коллегу. К концу же мая выяснилось, что ни Меркель, ни Макрону никакими улыбками и аргументами так и не удалось убедить Трампа сделать для своих родных союзников тогда хотя бы исключение, освободив Европу от пошлин на сталь и алюминий. Убытки и политические, и вполне зримые финансовые, пришли с 1 июня, получается, и с этой стороны.
Со всей очевидностью, такая позиция Трампа как официального лидера, представляющего государство, элиты и народ Соединённых Штатов, только отталкивает другие страны от надежд на успешные экономически контакты, или хотя бы на выстраивание и дальше надежд на политически удобный и прочный союз с США. А значит, подрывает самые основы системы расчётов через доллар, а накопления резервов максимально через казначейские бумаги США. А значит, создаёт потенциальную опасность в будущем и для судьбы гигантского американского долга. Конечно, действуя по принципу America First – Трамп абсолютно прав с той точки зрения, что он будет, третируя экономически всех своих торговых партнёров, уменьшать торговый дефицит США. Потому что сейчас, торгуя, каждый месяц самотёком к этому дефициту прибавляется в среднем более 50 млрд долларов, то есть при любом раскладе это более 0,5 трлн долл и в год. И если Трамп президент национально ориентированной группы элит, то он просто обязан с этим что-то делать – как и обещал американцам в предвыборных баталиях. И он абсолютно прав в том, что США реально кормили и содержали за свой счёт полмира – только вот проблема в том, что эти полмира чувствуют ситуацию ровно наоборот – так, что это полмира кормят и содержат Америку последние полвека минимум. И тоже справедливо.
Потому что есть по сути две Америки. Одна Америка всех кормит – это национальная экономика и граждане-налогоплательщики США. И ей сейчас плохо, поэтому она и выбрала Трампа. А другую Америку действительно полмира содержат и кормят непонятно за что и почему. И это международная финансовая долларовая система, поддерживающая бесконечно, или так только кажется, статус доллара именно как мировой резервной валюты, которая фактически чья угодно ещё валюта, да вот только не американская. Поэтому тут версии как минимум может быть две. Либо Трамп ведёт себя импульсивно, и как итог, вторую Америку (всемирную систему) он, не желая того, подтачивает и разваливает. Либо он делает это сознательно и с виртуозным артистизмом – что вероятно менее, но не сказал бы тоже, что полностью невозможно – и тогда он гений, возвращающий Америку американцам, но «отбирающий» привычную всем Америку у остального мира.
Как бы то ни было – результат налицо. Европейские лидеры в публичных выступлениях всё чаще стали поминать необходимость обойти, где можно, долларовые расчёты - чтобы не подпадать под «экстерриториальные» санкции, вводимые односторонне США, но по факту касающиеся всех без исключения стран – просто из-за статуса доллара, и из-за масштаба торгового партнёрства с США и рынка США для той же Европы, да и для многих других, кто никак не может себе позволить не вести дела с Америкой – это же бизнес. Но даже многие из бизнесменов начинают задумываться об очень многом. Вчера оказалось проблемным создавать рядом с США новые заводы, так как новая политика Трампа стимулирует производить и продавать всё в самих США. Сегодня с США невыгодно стало торговать металлами, а что станет невыгодно завтра – может быть, вообще всё? И не лучше ли обратить больше внимания на те же рынки Азии «во главе» с китайским – ведь они уже сейчас по экономическому весу выше, и не создают таких непредсказуемых проблем, не создают подобных барьеров. И никакие китайцы, ни другие азиаты, никого в американских масштабах так не «строят» под свою линию – нет у них никакой линии, кроме чисто экономической выгоды.
Но если о перестройке торговых отношений бизнес и политики только начинают всерьёз думать, то вот по поводу системы основанных на долларе расчётов – уже в принципе, всё поняли. И начинают потихоньку от неё уходить. Поэтому и растут уже второй год активно доходности американских «казначеек»: под меньший процент Трампу и США деньги давать уже мир не готов. Поэтому же и доллар шатается и качается, а деньги всё чаще уходят в Азию, в Европу – несмотря на несколько раундов повышения процентной ставки в США, тем более давным-давно озвученных, и давно заложенных по факту в цены. Что толку выгодать ещё 0.25-0.5% в ставках, если проиграть можно в итоге и на курсе доллара, который снизился с января 2017 более чем на 10% - и можно проиграть в надёжности и в предсказуемости. Вот и не растёт доллар толком в ответ на формально хорошие новости из США в виде экономической статистики, включая и инфляцию, и не реагирует особо ростом доллар на рост процентных ставок. Сколько мог – в апреле-мае доллар укрепился. Однако скорее всего, и это весеннее укрепление доллара, и некоторый отток средств с развивающихся рынков – окажутся временным откатом, срок жизни которого сократится тем более, чем раньше перейдут к менее мягкой политике Европа и другие страны. Европа готова сделать свои шаги прочь от «печатного станка» уже этим летом – либо 14 июня, либо 26 июля, напомню. Эти сроки ожидания и могут в ближайшие дни или недели – либо ускорить уход инвесторов от доллара, либо на некоторое время отложить уход от доллара, но вряд ли у кого-то получится отменить возобновление антидолларового тренда в этом году вовсе».