Исполнилось три года со дня подписания Комплекса мер по имплементации минских соглашений по урегулированию в Донбассе. Пожалуй, главным политическим итогом к настоящему моменту является то, что большая часть их положений так и осталась невыполненной. Благодаря договоренностям, удалось прекратить острую фазу противостояния и масштабные боевые действия. Однако вялотекущий конфликт продолжается, стороны обвиняют друг друга в обстрелах.
Киев не перестает декларировать свою приверженность политико-дипломатическому урегулированию конфликта в рамках минских соглашений. Однако это не помешало Верховной Раде Украины в начале этого года принять закон о реинтеграции Донбасса, который признает Россию «страной-агрессором» и «оккупантом», что по оценкам одних политологов — «может усложнить переговорный процесс», а по оценкам других — совсем его похоронить.
МИД России неоднократно называл утверждения Украины об оккупации «публичными бездоказательными инсинуациями». Москва не раз заявляла, что не является стороной конфликта и непричастна к событиям в Донбассе, а также заинтересована в том, чтобы Украина преодолела политический и экономический кризис. А глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что принятый закон о реинтеграции Донбасса перечеркивает минские договоренности.
Сейчас судьба минских договоренностей находится в подвешенном состоянии и дальнейшая перспектива их реализации туманна. По словам главы МИД Украины Павла Климкина, в ближайшее время новая встреча глав «нормандской четверки», которая могла бы дать импульс минскому процессу, не планируется, так как нет согласованной повестки для переговоров.
Большинство экспертов считают, что за последний год прогресс в реализации минских соглашений был незначительным. Единственным ощутимым успехом на этом пути стал проведенный в канун нового года масштабный обмен пленными. По мнению политологов, в нынешней политической обстановке в Украине полное выполнение соглашений и прекращение конфликта возможно не ранее 2020 года, когда в стране завершится процесс переизбрания президента и парламента.