Пушки на опушке. Приведет ли островной конфликт к войне США и Китая
18 сентября в Москве начнет работу 3-я Международная конференция «Безопасность и сотрудничество в Южно-Китайском море: эволюция военно-политических интересов заинтересованных сторон», в которой примут участие авторитетные эксперты из разных стран. О некоторых темах, которые будут затронуты на этом форуме, в пресс-центре «АиФ» рассказал заведующий Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН, зав. кафедрой истории и регионоведения МосГУ, доктористорических наук, профессор Дмитрий Мосяков.
В первую очередь, речь зашла об острейшем конфликте в Южно-Китайском море (ЮКМ) вокруг архипелага Спратли и Парасельских островов, имеющих большое военно-стратегическое значение. По сути, яблоко раздора — маленькие островки и рифы, на которые помимо Китая претендуют еще 6 государств — Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Индонезия, Бруней и Тайвань. А с недавнего времени в этот тлеющий конфликт вмешались и США.
«Ситуация в Южно-Китайском море потенциально может быть очень опасной для всего мира, — считает Дмитрий Мосяков. — Расклад сил в этом регионе с недавних пор серьезно поменялся. В июле 2016 г. Международный арбитражный суд в Гааге не признал за Китаем юридического права на 80% (2.2 млн кв. км) акватории Южно-Китайского моря. И, что не менее существенно, отверг идею так называемого исторического права на них. Хотя Китай и некоторые другие страны, в том числе Россия, не признали решений этого суда, посчитав их не вполне объективными, суд постановил, что конфликт должен быть решен только в рамках действующего международного права.
Не менее важным событием, изменившим весь характер конфликта, стало превращение США в его полноценного участника. Американцы самым активным образом вмешались в это противостояние. Их корабли сегодня бороздят объявленную Китаем закрытой для судов других стран зону в районе спорных островов, подвергая мир опасности прямого столкновения с китайскими войсками. Если сначала это был небольшой конфликт между Китаем и Вьетнамом, потом между Китаем, Вьетнамом и Филиппинами, то постепенно он перерос уже в глобальный конфликт Китая и Соединенных Штатови превратился в угрозу для всего мира.
Дело в том, что любое военное столкновение американских и китайских сил может вызвать большую войну между ведущими мировыми державами. Угрозы такого развития событий происходят регулярно, так как раз за разом либо американский самолет пролетит под прицелом китайских ПВО, либо эсминец пройдет под дулами пушек, стоящих на насыпных островах. И любой случайный выстрел может сразу же изменить всю ситуацию.
Положение стало еще более опасным с приходом администрации Трампа. Сначала американцы послали в район ЮКМ авианосец, потом объявили, что заходы их эсминцев в зоны, запретные для военных судов, будут происходить регулярно. И теперь не только вся Юго-Восточная Азия, но и весь мир волей-неволей будут с напряжением следить за этим. В этой связи можно вспомнить события 2 июля 2017 года, когда американский эсминец Stethem демонстративно заходил в эти зоны, и китайцы, по рассказам, были уже готовы применить оружие».
«Опасность в том, что события могут начать развиваться по непредсказуемому сценарию. Есть штабы, командования, а есть реальная китайская батарея и американский эсминец, который в очередной раз нарушает запреты, наложенные на движение в этой зоне. Может произойти все что угодно: пять раз этот эсминец пройдет спокойно, а на шестой по нему откроют огонь. Это будет эмоционально воспринято, как новый Перл Харбор — и дальше понеслось... На фоне этого даже конфликт США с Северной Кореей покажется не настолько существенным».
«Политика администраций предыдущих президентов США в значительной степени опиралась на те модели, которые им готовили научные центры, — отметил эксперт. — Тогда как новая американская администрация президента США и сам Трамп больше полагаются на свою интуицию, чем на мнение экспертов. Американская политика фактически перешла в ручное управление, когда эмоции могут перевешивать холодный расчет, и ситуация подчас становится непредсказуемой...
Когда-то эти спорные острова не имели никакой стратегической ценности, и, по сути, никому не принадлежали. Там нет источников пресной воды. Чаще всего они служили просто прибежищем для рыбаков. Но по оценкам экспертов, на шельфе Южно-Китайского моря находятся большие запасы газа и нефти. И в этой связи значимость островов резко возросла. Кроме того, Южно-Китайское море — крупнейший транзитный регион. Через Малаккский пролив проходит самый напряженный трафик судов в этой части света. И, естественно, контроль над столь значительной частью мировой глобальной торговли тоже очень важен. Наконец, Южно-Китайское море — одно из самых богатых на планете в плане рыбных запасов. Так что борьба за эти территории вполне объяснима».