К каким новым подходам в образовании готовится Челябинская область?
В Челябинской области завершился очередной форум молодежи УрФО "Утро". Южноуральская делегация по традиции увезла внушительное количество грантов на свои проекты, некоторые из которых поспособствуют развитию системы образования Челябинской области. О новых подходах в обучении школьников, своем отношении к "единому учебнику" истории и перспективах молодежи в интервью Накануне.RU рассказал министр образования Челябинской области Александр Кузнецов.
Вопрос: Александр Игоревич, на Ваш взгляд, стоит ли рассматривать грантовый конкурс "Утра" как реальную возможность ускорить социально-экономическое развитие региона, или же это не более чем удовлетворение амбиций молодежи?
Александр Кузнецов: Ни то, ни другое. Рассчитывать на то, что эти гранты суммой 100-300 тыс. руб. внесут весомый вклад в социально-экономическое развитие региона, где правят большие компании вроде ММК, трубопрокатного завода, с их многомиллиардными вложениями и оборотами, было бы самонадеянным. В то же время, грантовый конкурс – это не столько удовлетворение амбиций молодежи, хотя это тоже присутствует, сколько учеба – участники могут попытаться спроектировать свою идею и потом ее реализовать за полученные деньги.
Вопрос: Могли бы Вы назвать примеры успешных проектов челябинцев, на которые были даны гранты?
Александр Кузнецов: Мне запомнилась девушка, которая собрала свой ансамбль необычных музыкальных инструментов. Это тема, на социально-экономическое развитие не влияющая, но нацеленная на определенную социальную группу, интересующуюся народным творчеством и музыкой. Она продемонстрировала оригинальный подход. Меня это зацепило.
Есть "айтишные" проекты. Меня, как учителя истории по первому образованию, заинтересовал проект одного из наших ребят. Он придумал и сконструировал совершенно оригинальную историческую настольную игру. Казалось бы, идея на поверхности должна была лежать, но, честно говоря, я – учитель с многолетним стажем, до нее бы не додумался. А у него это получилось. Его игра – это серьезный методический прием, который поможет усовершенствовать преподавание истории в школах. Это новый подход к преподаванию. Видимо, молодежи все же виднее, какие ходы при обучении действуют эффективнее, а мы, старшее поколение, этого не видим.
Вопрос: Насколько я понимаю, Вы не входите в состав экспертной комиссии, которая решает судьбу грантов, а если бы входили, то на какие проекты обратили бы больше внимания?
Александр Кузнецов: Наверное, на проекты, связанные с системой образования и социальной сферой. Я считаю, что система образования в социально-экономическом отношении недооценивается, порой много внимания мы уделяем развитию экономики, это правильно, но не видим, что система образования производит колоссальные бюджетные затраты, которые не всегда эффективны. Если мы при помощи идей молодежи сконструируем проекты, направленные на повышение эффективности системы образования, которая сейчас потребляет в нашем регионе около четверти консолидированного бюджета – это десятки миллиардов рублей, а в расчете на одного ребенка – десятки тысяч рублей, то это будет большое дело.
Вопрос: Вопрос к Вам, как к учителю истории: нужен ли "единый учебник" истории?
Александр Кузнецов: Терминология "единый учебник" – достаточно условная. Одного учебника для всех возрастов, для всех групп детей быть не может. Кроме того, в каких-то регионах возможны акценты на краеведческую тематику: в Татарстане, Башкортостане, у нас на Южном Урале тоже очень много региональной специфики, которая, на мой взгляд, должна находить отражение в образовательных программах, в том числе и по истории. Не надо впадать в крайности: не может быть одного учебника, но, наверное, совершенно излишним было бы иметь колоссальное количество учебников, никем не контролируемое и зачастую имеющее очень слабое качественное содержание.
Вопрос: Идея "единого учебника" заключается в том, чтобы всех школьников страны учили по одним датам, по одним событиям вне зависимости от взглядов различных историков. Такой учебник призван решить проблему плюрализма мнений в интерпретации этих событий?…
Александр Кузнецов: Это не проблема. Содержание исторического образования в зависимости от профиля класса, от контингента детей будет варьироваться. В гуманитарном классе больше дат и событий, в физико-математическом – меньше содержания. Некоторые базовые вещи единообразны для всей страны, они потом отражаются и в Едином государственном экзамене (ЕГЭ). На мой взгляд, надо поддерживать взвешенный баланс.
Вопрос: Есть ли недостатки в сегодняшнем преподавании истории в школах?
Александр Кузнецов: Недостатки есть всегда. Например, до сих пор в стране, в том числе и в Челябинской области, доминирует традиционная классно-урочная система. Я бы более интенсивно уходил в дистанционные образовательные технологии, связанные с получением содержания из медиаресурсов. Нам важно не только дать ребенку базовое содержание образования, но и научить его ориентироваться в том море информации, в которое ребенок попадет. Зачастую ребенок не умеет ориентироваться в информации, которую находит в интернете, сопоставить данные и даты. Эти, как мы говорим, "общие компетенции" необходимо прививать ребенку буквально с первых шагов его школьной жизни. К сожалению, это пока не очень удается многим педагогическим коллективам, есть над чем работать. Надо научить ребенка учиться в первую очередь, в том числе за рамками школы и после школы.
Вопрос: В Челябинской области уже ведется эта работа?
Александр Кузнецов: Дистанционное обучение уже применяется, но еще не в массовом порядке. Мы имеем ограничение чисто технического характера, потому что в отдаленных сельских школах еще нет доступа к мультимедиа ресурсам, которые хотелось бы иметь. Визуализация информации, на мой взгляд, должна все больше присутствовать в образовательным процессе. В большинстве своем мы воспринимаем больше визуальной информации, чем информацию в иной форме. Правильно говорят: 80% информации человек получает через органы зрения. Плохо, когда мы недооцениваем это, поэтому акцент на более эффективные способы получения визуальной информации должен быть доминантой в педагогике на ближайший период.
Вопрос: Есть мнение, что сейчас ученикам старших классов недостаточно рассказывают об истории Великой Отечественной войны, о героях. Это так, как Вы считаете?
Александр Кузнецов: Я не думаю, что этой информации мало. Я учитель-педагог, хотим мы того или нет, история с каждым годом становится все разнообразнее, все объемнее, потому что период письменной истории насыщается информацией очень интенсивно. Я думаю, что настанет такой период в жизни России, когда события Великой Отечественной войны закроются другими событиями, которые произойдут через 10-15 лет. Такая же ситуация произошла с войной 1812 г. На нее делали акцент в 20-30 гг. [XX века], я уже не говорю про царский период, ее изучали очень интенсивно, но потом произошло трагическое, но в то же время великое событие под названием Великая Отечественная война и, конечно, она затмила многие вещи, которые были в предыдущей истории.
Исторический контент меняется, и содержание образования будет меняться. То, что сейчас недостаточно изучается – это из области спора академиков - разные академики всегда говорили: "Мы мало химии изучаем", "Мы мало биологии изучаем", "А давайте больше русского языка изучать". Все должно быть взвешенно, должен быть компромисс. Невозможно в течение 30 с лишним часов в неделю изучать одну историю. Тем более деление на предметы – историю, физику, химию, обществознание – достаточно условное. Мы знаем, что многие вещи в мире – на стыке наук. История музыки – это где? В истории или в музыке? Или астрономия – это самостоятельная дисциплина или в рамках физики? Хотим мы того или нет, ту же самую историю мы изучаем в курсе обществознания или в курсе литературы. Страдать от того, что мы изучаем мало истории, не стоит.
Вопрос: Но ведь молодежь то и дело демонстрирует слабое знание истории своей страны. Например, недавно в Самаре на одном из мероприятий вывесили огромный плакат с портретом Юрия Гагарина, где он назван Алексеем. Там же во время празднования 300-летия со дня рождения Михаила Ломоносова вместо портрета ученого поместили портрет первого президента Соединенных Штатов Джорджа Вашингтона, который изображен на купюре в один доллар. Разве это не позор, не свидетельство того, что общий уровень образованности в стране снижается?
Александр Кузнецов: Здесь можно себя утешать тем, что американские школьники знают историю своей страны уже хуже, чем наши – историю Российской Федерации или Советского Союза. Во все времена были школьники, которые лучше знали историю, и те, которые знали ее хуже. Ничего трагичного в этом нет. Думаете, в советской школе не было таких детей? Их было полно, в том числе среди моих одноклассников. У меня были одноклассники, которые вообще в истории "не шарили", как говорит сейчас молодежь. Честно говоря, я бы не стал страдать по этому поводу. Тем более сейчас проникает много информации о всемирной истории. Если в советский период информация о всемирной истории очень сильно фильтровалась, то сейчас доступ к ней широкий. Изучение истории России вне контекста мировой истории было бы тоже неправильно. Сейчас идут споры – чья Анна Ярославовна – киевская или французская. А как этот выяснить, если не знать мировую историю?
Вопрос: Насколько я знаю, на форуме "Утро" проходил исторический квест. Как Вам такая форма подачи материала?
Александр Кузнецов: Содержание может быть одно и то же, а форма различной. Если форма квеста воспринимается молодежью лучше, то надо этим пользоваться. Если вы хотите убедить меня в том, что молодежь сейчас хуже, чем раньше, - вы меня не убедите, потому что об этом всем давно написал Тургенев в своей книге "Отцы и дети". Это конфликт поколений, когда старшие думают, что молодежь пошла не та, а раньше небо было голубее, трава зеленее. Это все глупости. Нормальная сейчас молодежь. К сожалению, нынешняя молодежь, когда вырастет, будет рассуждать так же, дескать, в наше время все было по-другому. Надо относиться к этому нормально, жизнь не стоит на месте. Хорошие ребята, думаю, они страну поднимут.
Подпишитесь на нас