Какой вопрос ветераны Севастополя потребовали вынести на общественные обсуждения?
Сегодня, 12 июля, севастопольские ветераны войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов на своем расширенном заседании отреагировали на просьбу правительства Севастополя сначала утвердить строительство памятника единения на мысе Хрустальный, а только потом – мемориала защитникам города в годы Великой Отечественной войны. Ветераны потребовали сначала построить мемориал, а памятник единения вынести на широкие общественные обсуждения.
«Принято решение в первую очередь создавать мемориал советским воинам, защищавшим Севастополь в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, мы хотим увидеть памятник единения России и вынести его на широкие общественные обсуждения», – сказал руководитель городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Иван Князюк.
Также он отметил, что на общественных слушаниях 7 июля в Ленинском муниципальном округе «обсуждался вопрос строительства парка единения России в Севастополе на мысе Хрустальный». Князюк сказал, что когда-то в этом месте собирались установить памятник примирения по инициативе Российского военно-исторического общества.
«Ветеранская общественность города выступила против строительства и идеи этого памятника. По рекомендации ветеранских, общественных и партийных организаций города было одобрено строительство парка и памятника единения России», – подчеркнул Князюк.
Кроме того, он сказал, что на обсуждениях 7 июля было «принято решение вместе со строительством парка и памятника единения начать работу по проектированию строительства мемориала защитникам Севастополя на мысе Хрустальный».
«Эти вопросы были приняты с полным одобрением», – поведал Князюк, добавив, что правительство познакомилось с позицией ветеранов и просит «не останавливать строительство парка и памятника единения, на которые уже выделены деньги».
Кстати, присутствующие на заседании представители других ветеранских и общественных организаций единогласно потребовали от Князюка добиваться от власти Севастополя сначала строительства мемориала защитникам Севастополя, о чем ветераны просят власти с середины 70-х годов прошлого столетия, а памятник примирения белых и красных вообще не обговаривать, тем более, что он вдруг оказался абстрактным памятником единения, который никто еще не видел. Общественники обвинили Князюка, что общественные слушания 7 июля прошли кулуарно, никто о них не знал.
Князюк пытался убедить присутствующих в том, что скульптор памятника примирения его переделает в памятник единения, а для этого его необходимо позвать в Севастополь и расспросить, что собой будет представлять данная скульптура. Однако ветераны и общественники увидели в таком предложении желание правительства Севастополя различными способами протащить ветеранское одобрение памятнику примирения, и предложили вообще отказаться от него.
Стоит отметить, что Иван Князюк сегодня пытался вывести из зала главную противницу установки такого монумента Екатерину Чепурную.
Руководитель координационного совета по строительству в городе мемориала защитникам мыса Хрустальный в годы ВОВ Константин Кржеминский начал рассказывать про взаимоотношения белых и красных в годы Гражданской войны начала прошлого века в России. Это не пришлось по душе Князюку, который стал перебивать Кржеминского, требовать от него определенных предложений. За последнего вступилась пресс-секретарь общественного движения «Суть времени» Екатерина Чепурная, которая также яро выступает против памятника примирения.
Князюк отреагировал: «Вот там дверь. Выйдите! Выйдите!». Однако за Чепурную вступились другие ветераны и общественники: «Позор! Как вам не стыдно?!» – сказали они главе ветеранской организации. Князюк успокоился и не стал добиваться удаления Чепурной с заседания.
Капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник, председатель одной из первичных организаций Союза советских офицеров Севастополя Гумар Мингазов, в свою очередь, предложил отказаться от установки памятника примирения, который неожиданно превратился в памятник единения, и не плодить городские памятники, половина из которых разрушается.
«Зачем Севастополю еще один памятник, когда из 2 тысяч памятников более половины – разрушено. Предлагаю деньги, которые выделены на памятник примирения-единения без нашего согласия, который вносит раскол в общество, вернуть в бюджет», – заявил Мингазов.
Он подчеркнул, что деньги можно было бы направить на реставрацию и восстановление уже имеющихся городских памятников.
«От того, что слово примирение заменили словом единение, суть памятника, который нам навязывают, не меняется», – отметил Мингазов.
По его словам, проекта памятника единения никто не видел.
«Тем более, что в памятнике примирения будут только заменены какие-то фигуры на другие фигуры. Что это такое? Что это за подход? Это несерьезно!», – резюмировал Мингазов.
Городской архитектор Григорий Григорьянц заявил, что вместо «памятника единения-примирения» в Севастополе нужно установить «часовню на крови».
«Я за свою жизнь спроектировал в Севастополе с десяток памятников. Участвовал в создании памятника Екатерине Второй, Куприну. И за последние 25 лет примерно десять памятников город получил в подарок, многие из которых нам просто «втюрили». А за последние три года три памятника пытаются навязать Севастополю», – отметил Григорьянц.
По его словам, первый из них – «памятник русскому адмиралу Сенявину, который неудачно установлен рядом со стеной второй обороны Севастополя, а должен быть установлен на бульваре Сенявина».
«Вторая попытка внедрения в Севастополь памятника-монстра князю Потемкину на Приморском бульваре. Это протаскивание через силу», – подчеркнул Григорьянц.
Он назвал попытку установить в Севастополе памятник единения финтом.
«Это просто финт. Потому что до вчерашнего дня это был памятник примирения, а с сегодняшнего дня – памятник единения. Считаю, что памятник единения должен быть или в Новгороде, или в Москве, но не в Севастополе. А в русской традиции не памятник нужно ставить, а часовню на крови, в которую люди ходили бы, молились и ставили свечки», – объяснил архитектор.
Он считает, что тему «памятника единения-примирения надо закрыть и все усилия направить на строительство мемориального комплекса защитникам Севастополя в годы Великой Отечественной войны».
«Надо делать всероссийский конкурс, определить место музея. И получить лучшее в России предложение по музею Великой Отечественной войны. А памятник единения-примирения надо отвергнуть. Не надо Севастополю побираться на поделках, в которых скульптор в любой момент исход переделывает в примирение, а потом в единение», – подытожил Григорьянц, добавив при этом, что «если севастопольцы не будут принципиальными, то в итоге дождутся памятника усмирения».
Напомним, что 28 июня в Севастополе прошел «круглый стол», инициированный движением «Суть времени», который собрал более тридцати представителей общественных организаций и политических партий, экспертов, журналистов, архитекторов, деятелей культуры и искусства. В ходе мероприятия его участники пришли к выводу, что памятник примирения городу не нужен, а необходим в этом месте мемориал Великой Отечественной войне, о чем с 70-х годов прошлого века просят городские ветераны.
22 июня правительство Севастополя приняло постановление о выделении 129,5 млн рублей на благоустройство территории для будущей стелы «Примирения и согласия», которая должна появиться в районе ул. Капитанская в этом году.
Кстати, инициатива установки памятника примирения приписывается команде депутата Алексея Чалого. Этот памятник изначально планировали установить в Керчи.