Украина выздоравливает от русофобии
Впервые за три года количество жителей Украины, хорошо относящихся к России, резко превысило количество граждан Незалежной, заявляющих о своей русофобии. Об этом свидетельствуют результаты соцопроса, обнародованные на днях Киевским международным институтом социологии (КМИС).
Исследование проводилось на подконтрольных официальному Киеву территориях в 108 населенных пунктах по репрезентативной выборке. Ученые констатировали, что даже по сравнению с февралем текущего года количество открытых симпатиков России на Украине существенно выросло – с 39 до 44%. Причем, по мнению исследователей, реальное количество сторонников России может быть еще больше.
Особо ценно кмисовское исследование тем, что, во-первых, демонстрирует отношение украинцев к России в динамике на протяжении почти десяти лет, а во-вторых – наличием данных по оценке РФ в различных регионах страны.
Если говорить об Украине в целом (без ЛДНР), то 44% ее населения относятся сегодня к России хорошо (очень хорошо или преимущественно хорошо), 37% – плохо, а 19% – утверждают, что им сложно ответить на поставленный вопрос.
Это, конечно, значительно хуже, чем в октябре 2010 года, когда на пике популярности пророссийских сил к РФ хорошо относились 93%, но значительно лучше, чем в мае 2015-го, когда в позитивном отношении к России признавались лишь 30%, а 56% говорили, что относятся к братскому народу плохо.
С осени 2015-го отношение к Москве от исследования к исследованию становилось лучше, и вот на сегодняшний день мы имеем качественно новое состояние внешнеполитических предпочтений украинцев.
Результаты исследования в региональном разрезе отличаются друг от друга кардинально. На Западе Украины к РФ хорошо относятся 24,7% опрошенных, а плохо – почти 56%. В центре, соответственно: 38,9 и 42,2%.
Рекордно хорошо отзываются о России на Юге (Днепропетровск, Запорожье, Николаев, Одесса, Херсон). Здесь количество позитивных отзывов достигает 68,5%, а негативных – всего 19-ти.
Загадочный результат выдал Восток Украины (Харьковская область и занятые ВСУ районы Донбасса): 48,1% опрошенных заявили о хорошем отношении к РФ, 18,6 – о плохом, а 33% (почти в 2 раза больше, чем в среднем по стране) – фактически отказались отвечать на вопросы социологов, заявив, что им тяжело определиться с ответом. По мнению организаторов исследования, пророссийски настроенные участники опроса просто не хотели признаваться в своих симпатиях. По каким причинам – догадаться не сложно. После того как один сосед пропадет без вести, другой будет найден в лесопосадке с травмами, несовместимыми с жизнью, а третий вернется после задержания «героями Украины» инвалидом, всякое желание откровенничать с посторонними пропадает…
Если всё на самом деле обстоит так, как считают ученые, то количество пророссийски настроенного населения в Харькове, Мариуполе и Краматорске может достигать примерно 80%. А в масштабах страны – где-то половины (если не больше).
***
Что же происходит на Украине? Почему, несмотря на оголтелую бандеровскую пропаганду, количество симпатиков России стремительно растет?
Во-первых, киевский режим сам себя отчаянно дискредитирует. Когда по телевизору рассказывают о выдающихся достижениях Украины, а жить становится все сложнее и сложнее – доверие к телевизору и тем, кто стоит за определением «его идеологии», автоматически падает. Буквально в эти дни в Незалежной остановилось предприятие, которое еще совсем недавно считалось одним из самых богатых в стране и за которое в прямом смысле шли войны, – Одесский припортовый завод. Причем он продержался еще достаточно долго. Большинство высокотехнологических предприятий Украины или прекратили работу, или провели массовые сокращения гораздо раньше – еще год-два тому назад.
Фантастический рост коммунальных тарифов, людоедские медицинские и пенсионные реформы, насильственная украинизация и бандеризация, запрет российских соцсетей, катастрофическое состояние энергетики – все это не добавляет популярности ни Петру Порошенко, ни другим прозападным и национально-свидомым политикам. Единственная реальная цель, которую ставил перед собой официальный Киев – безвизовый режим с ЕС – достигнута, вот только жить от этого легче никому, кроме горстки контрабандистов и небольшого количества работающих с Европой предпринимателей, не стало.
Около 70% украинцев на днях заявили социологам, что безвиз им ни к чему, так как денег на поездки в Европу все равно нет. Дальнейшее существование киевского режима в глазах значительной части народа банально утратило свой смысл.
Во-вторых, как бы ни старались киевские пропагандисты, а в XXI веке правду бесконечно скрывать не получится. У значительной части населения Украины есть родственники в России и на Донбассе, рассказывающие о том, как у них обстоят дела на самом деле. Не зря ведь один из ближайших сподвижников Порошенко, директор института нацпамяти Украины Владимир Вятрович заявил, что украинцы должны прекратить общение с родственниками, живущими в России. Идеология идеологией, но когда житель обычного провинциального украинского города узнает, сколько платит за коммунальные услуги его шурин, живущий в Севастополе, и какая у него зарплата, вера в светлое европейское будущее Украины начинает сходить на нет…
В-третьих, как ни странно, правдивую информацию зачастую разносят по Украине так называемые «герои АТО». Есть среди них, конечно, немало законченных циничных мерзавцев, приезжающих домой и врущих родным и близким о происходящем на Донбассе в стиле официальной бандеровской пропаганды, но таковы – не все. Немало среди них просто недалеких людей, хвастающихся своим мародерством. Есть и те, кто не горел желанием идти воевать, но смалодушничал, испугавшись военкома, или просто погнался за длинным рублем. От них информация о том, кто на самом деле обстреливает Донбасс, попадает сначала к друзьям и родственникам, а затем – распространяется дальше «по живой цепочке». Не зря замминистра Украины по делам беженцев Георгий Тука на днях вдруг встревожено выдал, что военнослужащие ВСУ и даже спецподразделений СБУ «становятся в АТО жертвами российской пропаганды»…
В-четвертых, все больше людей, ранее поддерживавших Россию тихо, решают, что им больше нечего терять и от отчаяния начинают говорить о своих политических взглядах вслух. И в этом смысле весьма показательно, что лидер пророссийских взглядов – это именно Юг. Если в «прифронтовой» полосе людей удерживает от откровенности угроза быстрой физической расправы со стороны вооруженных «добробатовцев» и имеющих чрезвычайные полномочия спецслужбистов, то где-нибудь в Херсоне или Днепропетровске угроза жизни ощущается все-таки не так ярко, а бояться тюрьмы или увольнения у многих уже просто нет сил, поэтому люди смелее.
***
Несмотря на наличие некоторых обнадеживающих тенденций, результаты соцопроса КМИС – не повод для ликования.
Значительная часть украинцев, заявивших о позитивном отношении к России, все еще прохладно настроена по отношению к российской власти (и особенно это касается Запада и Центра страны). А жители большей части Юго-Востока политически достаточно пассивны по сравнению с активными и агрессивными галичанами. Кроме того, существующему киевскому режиму, при всей его омерзительности, нельзя не отдать должное в плане решительности его лидеров, патологически жаждущих денег и власти. В отличие от увальня Януковича, Порошенко с Турчиновым ради того, чтобы удержаться в заветных креслах, пойдут на любые преступления и прольют реки крови. А опереться им есть на кого – северо-запад Украины как был бандеровским, так и остался. Поэтому единственным вариантом развития событий, при котором права русского (или русско-украинского) населения Юго-Востока могут быть защищены в полной мере – это его политический «развод» с Западом и Центром Украины (в идеале – по мирному, чехословацкому варианту). Существование единой, конструктивно настроенной по отношению к России Украины в обозримом будущем, к сожалению, невозможно.