Крымский перелом: «курятники» умирают, но медленно
До пуска Керченского моста Таврида должна очиститься от наследия Украины.
Начало движения автомобилей по мосту в Крым запланировано на декабрь 2018-го. А еще через год к солнцу и морю покатят огромные двухэтажные пассажирские поезда.
По словам министра транспорта России Максима Соколова, работа по сооружению моста на полуостров идет с заметным опережением графика. На острове Тузла стремительно кладут первые километры мостового асфальта. И сильно похоже, что в Москве автомашины в Крым хотят пустить уже к предстоящим выборам президента России.
Осталось совсем немного времени, чтобы полуостров решил еще одну стратегическую задачу. Нынешний «бархатный» сезон и следующее лето — всего ничего для окончательной «зачистки» крымских берегов от наследия прошлых времен. Как говорится, не мытьем, так катаньем.
Этот стиль отчаянных перемен — просто-таки карма российского Крыма. Все происходит буквально на грани фола. Безумие Евромайдана стало единственным шансом возвратить полуостров в родную гавань. Бандеровская блокада чудесным образом освободила крымский рынок от украинского товарного засилья и моментально насытила его продукцией «Made in Russia». Подрывы ЛЭПов Херсонщины и террористический блэкаут резко стимулировали строительство спасительного энергомоста из Кубани.
В итоге Украина сама уплыла за крымский горизонт ржавой и никому не нужной баржой. Однако что делать с фавелами из фанерных «курятников» — специально некогда построенных предприимчивыми местными жителями для укро-отдыхающих, у которых всегда было «грошей небогато». Таких дорогих гостей валило сюда неимоверное количество!
Куда девать курортных хозяев — ленивых и хамовитых, спинным мозгом убежденных, что «турист сам приедет» и будет рад любой крыше над головой? А санатории Южнобережья, с ободранной мебелью и прайсами в четыре звезды — за четверть века здесь менялись только цены и поколения тараканов.
Практика показала: абсолютно бесполезно призывать крымчан работать по-новому, что-то пояснять, доказывать. Жизнь сама должна стать «жареным петухом», клюющим в затекшую задницу. Так и случилось нынешним летом: ледяное море июня, нежданно открытая Анталия. Для одних это стало истинным кошмаром, крушением прежней халявы, когда можно собирать деньги, ничего не вкладывая. Как ни парадоксально, для других распахнулось настоящее окно возможностей.
На глазах разрабатываются новые стратегии и тактики работы больших отелей, где до октября места проданы. Одновременно умирают жлобские «квартиры» и «эллинги под жилье». А как же «простые люди» на побережье, привычно сдававшие койку? Людям пора начинать работать. После тридцати лет безделья приходится идти на биржу труда. Вдруг оказалось: возвращение в Россию вовсе не означает возвращения в советское прошлое. Сарай с панцирной сеткой и сортиром во дворе, еще недавно вполне востребованный украинскими громадянами, российским туристам вообще не нужен. Трасса «Таврида», мост, аэропорт и другие стройки постоянно набирают разнорабочих: бери больше — кидай дальше!
#Никтонеприехал, #Сезонникакой — сегодня соцсети полуострова откровенно смеются над потугами доказать: мол, Крым «заваливает лето». На самом деле «минус» нынешнего туристического сезона пока составил лишь 4.5%. Смешная цифра, если учитывать погоду и снятие российских санкций против Турции.
Уже понятно, что в нынешнем году не случится никакого «прогнозируемого падения турпотока на миллион человек». Гидрометцентр объявил: настоящего летнего тепла в центральной России можно не ждать. Спрос на крымское направление сразу вырос почти на 20%…
Абстрактные проценты облечены в бизнес-реальность. 10 июля из Петербурга в Симферополь запустили три дополнительных авиарейса — по понедельникам, средам и воскресеньям. Северная столица увеличила частоту «крымских» полетов до девяти в неделю. На линии задействованы Boeing 737−500. Объявлена стоимость билетов — от 5.650 рублей. Хотя уже на конец августа поисковик предлагает лететь за 20.447 рэ. И без особых вариантов.
…Реально много питерцев в Евпатории. Бабушка с тремя внучками прямо под тентом экзаменует старшую по пушкинским сюжетам. Чудесная набережная, чистые пляжи, любовно отреставрированные улочки старого города. Множество кафешек, чебуречных и прочих уютных заведений. Сразу после «Крымской весны» здесь срабатывала память советского детства. Теперь хочется возвращаться, потому что евпаторийцы уже многое.
Рядом курорт Саки, знаменитые лечебные грязи. Свободных мест нет до конца года. Как вызов — выложенные в Ютубе видео вечернего Судака. Это уже восточный Крым. По судакской набережной на фоне Генуэзской крепости фланируют толпы народа. Еще неделю назад было пусто, сейчас забито все.
Небывалый успех переживают маленькие поселки крымского побережья Азовского моря — от полуострова Казантип до Арабатской стрелки. Непритязательные цены, но душевный, домашний отдых. Азовская вода прогрелась к середине июня. А местные хозяйки вдруг поняли, как важно покрывать гостям столы чистой клетчатой скатертью и жарить для них хамсу по-особому: берут пять штук за хвостики, в муку. И венчиком — на сковородку.
Плюс мужики перестали бухать. Готовят лодки, везут постояльцев ловить бычков. Без дополнительной платы, «шоб людям приятней». Кто тягал бычка в казантипских камнях — запомнит надолго. Круче, чем альпийская форель.
Куда хуже с отдыхающими в элитном Коктебеле. Получают, что заслужили — за дикие прошлогодние тарифы, за изгадившие коктебельскую набережную кабаки и откровенное, демонстративное пренебрежение к гостям. Убеждение «они все рано приедут» рухнуло на глазах.
То же самое на Южном берегу. Привыкшая к курортному буму, Большая Ялта откровенно сосет лапу. Спохватились жители Алупки. Вышли на внеплановый июльский субботник к поселковому ДК — покрасили, побелили, убрали мусор, обрезали деревья и кустарники. Вопрос — почему не делали раньше?
Севастопольский пригород Любимовка. Частные гостевые дома заполнены «через раз». Если серый бетонный забор и пыльный асфальт тротуара — клиентов нет. Совсем иное дело, когда хозяева каждый вечер поливают лужайку, посадили агавы и фонтанчик журчит во дворе. Елена из Любимовки буквально вынянчила пальмы и плющ, превратив свой дом в настоящий английский коттедж. Море, такой себе «тенистый йоркширский замок», Херсонес на горизонте — москвичи в восторге.
Ноу-хау Леши из Балаклавы. Кроме бесплатного трансфера, сказочных экскурсий в личном исполнении и бонусов в виде вяленной ставридки, он катает гостей на яхте. И не просто так! Леха сумел приманить-прикормить дельфинью стаю. Афалины и белобочки мчатся за яхтой, играют прямо по курсу. Неимоверное зрелище. Можно прыгнуть в воду и купаться с дельфинами. Бодрит не хуже балаклавского шампанского.
Вот Феодосия жалуется на «малую заполняемость». Уроженка Крыма певица Алена Свиридова является членом Общественного совета по строительству моста через Керченский пролив. На днях известная российская исполнительница сняла номер в одной из дорогих гостиниц Феодосии. Теперь гневно «постит» на личной странице Фейсбука про «адский ад» в голове сограждан: «Опа-опа-опа-па, тыц-тыц-тыдыдыц, окна в Гранд-отеле, где я оказалась по явно злой воле судеб, выходят на набережную, где пьют вино и гуляют всю ночь до утра… Почему это только так!!! Почему здесь такой махровый совок??? На улице 2017 год. Почему отдыхать вы хотите только таким способом, с такой музыкой, с такими воплями. Я близка к убийству певца, который в данный момент стелет влюбленным поля и заставляет корчится в муках не только меня, но и мятежный дух Высоцкого»…
Комменты под публикацией явно не проявляют солидарности с Аленой Свиридовой. Ей замечали, что шумно отдыхают на курортах всего мира, «а не только россияне в России». Втолковывали: мы дома, как хотим, так и пляшем.
Своего рода когнитивный диссонанс — многие отечественные реалии становятся неприемлемыми для развития отечественного Крыма. «У нас же плохой сервис не в объектах, а в окружении. Человек приехал на отдых, получив комфорт в отеле, но, выйдя из него, столкнулся с канализацией, мусорками, грязными пляжами, неудобными подходами к морю. Я понимаю, есть люди, которые любят экстремальный вид отдыха. Но, а мамочки с детьми, каким образом им спускаться по убитой дороге, через свалки, к морю? Это же невозможно. Нужно снять, наконец-таки, розовые очки и посмотреть, что мы делаем не так», — волнуется председатель республиканской Ассоциации малых отелей Наталья Пархоменко.
Пока местные подвижники хотят улучшать, продвинутые гости воспаряют чувствами. «Ты выходишь из автобуса на набережную Алушты и вдыхаешь этот воздух, этот коктейль из моря, солнца, кипарисов и гор…- фейсбучит московский блогер Дитрий Евсюткин. — Если вы спросите, поеду ли я снова в Крым? То отвечу — да! Просто отдых в Крыму всегда был специфичен и это надо иметь ввиду. Это не просто море и солнце, это путешествие на машине по всем невероятно красивым местам от Судака до Евпатории, от Ай-Петри до Тарханкута, от Чуфут-Кале до развалин Херсонеса. Это встреча с друзьями, это масса проводимых здесь фестивалей, это ночные посиделки на пляже, это ощущение себя кем-то вроде хиппи. Когда черное небо растворяется в ночном море, а в бутылке „Кокура“ еще плещется негромким прибоем вино. Такие секунды бесценны. И на самом деле в любой стране можно отдыхать вполне бюджетно, было бы желание».
Действительно, каждому своё. Неделя турецкого all inclusive с перелетом стоит как сутки проживания в ялтинской «Ореанде». Но речь идет о премьер-отеле, где останавливались Чехов и Толстой, Филипп Киркоров и Пьер Ришар. Выбирайте, кому кто ближе.
Инфраструктура, обязательно свой парк и развлечения на территории — для отельного Крыма уже не тенденция, а способ выживания. Иначе гарантированно идешь под откос. Умные и богатые строят зоопарки, веревочные парки, детские развлекательные локации, морские аттракционы и другие «плюшки». Результат — продано до поздней осени. Очередной только что открытый евпаторийский отель: настоящие три звезды, шикарный медицинский центр, шесть бань, бассейн, ресторан, несколько конференц-залов — свободных мест нет.
Важный момент — успешно продаются новые продвинутые заведения. Старые «цековские» санатории от Гурзуфа до Фороса заполнены едва наполовину. В зубах навязли проблемы с крымскими ценами. Черешня — как в Мурманске, бензин — дороже Москвы. С ресторанным чеком можно идти в сумасшедший дом. Единственное утешение: нынешним летом один за другим прогорают эти «оборзевшие» рестораны! Зато качественный «фастфуд» вполне выдерживает очень непростой сезон.
Беда с проверяющими. Сначала крымским здравницам запретили продавать вино. Теперь указывают на «незаконность демонстрации кинофильмов без специального разрешения».
«Кино на санаторной территории. Прокуратура этот вопрос сразу зарубает. Причем, показ фильмов бесплатный — крутим для отдыхающих, подразумевая, что это входит в стоимость путевки. Нет, нельзя! Позволены фильмы только 1930-х годов, не позже», — жаловался на июньском заседании парламентского комитета Госсовета Крыма депутат Валерий Коваленко, директор санаторно-оздоровительный комплекс «Руссия». Киноплощадки есть практически в каждом санатории, но их пришлось закрыть. «Каждый прокат фильма стоит, на минуточку, 60 тысяч рублей, и для этого необходимо заключать договор с организацией, которая находится в Москве. Каким образом развлекать людей, если даже фильмы нельзя показывать?» — спрашивает парламентарий.
Ответа нет. Похожий маразм с крымским вином. Ровно два года назад в Ялте проходило заседание президиума Государственного совета РФ под председательством Владимира Путина. Глава республики Сергей Аксенов обратился к президенту с предложением внести изменения в федеральное законодательство и разрешить потребление вина в санаторно-курортных учреждениях «при проведении традиционной для Крыма энотерапии — лечения вином». Естественно, президент России назвал предложение логичным. Он сам любит столовое красное «Алушта». Однако безумный запрет не отменен до сих пор.
Российские проколы сразу замечают «небратья». Еще в начале мая блогерское днище достало из чулана зимние фотографии Крыма и начало верещать: «Снова нет туристов». Наша сеть ответила достойно: «Вы нездоровы? 2 мая! Еще неделю назад колотун был и снег шел. Какие туристы? В июле приезжайте — фотографируйте».
«Я был в Крыму на майские в прошлом году — Ялта битком, Севастополь тоже… А в этом погода взбесилась».
«Море +10, чо там туристам делать. Самолёты набиты людьми с рюкзаками — все в горы лезут, весну нюхать, а на пляже пока делать нечего. Пляжи ЛЕТОМ!!!»
Крымское лето-2017 действительно наступило в июле. Олег Крючков, известный симферопольский тележурналист, коренной крымчанин, всей душой любит свою землю. Вот два его июльских поста, отчетливо вырисовывающих ситуацию: «Завыли некоторые, мол, курортники в отказ пошли, билеты на самолет дорогие. Расскажу другую историю. Приехали знакомые. Дорогой отель в Севастополе, номер 15 тысяч сутки. Вид на море, понты. Только воды нет. Совсем. Администратор ответил: читайте, на сайте городском было объявление. Ребята чуть-чуть обалдели от такого ответа.
Воду дали часов через пять, ржавую и желтую. На новый вопрос администратор снова выдал: откройте краны, сойдет. Ждали три часа, не помогло. Вариантов не было, вечером ребят ждали на свадьбе. Купили большие баклаги с водой и нагрели их на солнце, так и мылись. Четверо, за свои же 60 тысяч рублей, каждый снял номер… Так и хочется сказать отельрам: «Идите в задницу, дело не в цене на билеты! Научитесь работать, разговаривать с людьми и помогать им! Этих туристов Крым потерял навсегда».
И второй сюжет, оптимистичный: «Снимаем стенд ап на диком пляже, специально пустой искали. Пейзаж: песок и море. Вдруг тело стокилограммовое в кадр вплывает и начинает плескаться. Вариант — «Тагил». Попросил его убраться минут на пять. Быкует.
— Море общее, где хочу там и плаваю!
Мы спокойно встали на берегу и ждем.
— Вы купайтесь, у нас времени много…
Когда человек устал плавать, записали стенд ап. Оператор не выдержал и спросил:
— Для чего, мы работаем, а вы мешаете? Пляж ведь пустой.
Ответ поразил:
— Вы снимаете, что пляж пустой, туристов нет — а мы приехали!
Ржали долго. Сюжет был про границу, курорты и туристы совсем не фигурировали. «Тагил» оказался бывшим десантником и искренне думал (цитата): что мы плохое про туристов снимаем! Даже детей привлек, специально плавал в кадре с двумя сыновьями и дочкой. Такая история, не спешите с выводами".
Сергей Ильченко. Фото автора