"Сложный бюджет" РФ балансирует между нефтью и резервным фондом
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что федеральный бюджет в ближайшие три года будет иметь сложный характер и поэтому ведомствам нужно улучшить его планирование.
Медведев обратил внимание на серьезные бюджетные проблемы
Доцент РАНХиГС Сергей Хестанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что премьер в этом заявлении обратил внимание на объективные проблемы в нашей стране.
«В первую очередь, это проблема балансировки доходной и расходной части с учетом того, что объем резервных фондов, который до текущего года позволял достаточно легко компенсировать недостаток средств для исполнения всех статей федерального бюджета, на сегодня уменьшился и уже не может стабилизировать ситуацию, как это было раньше», - констатирует Хестанов.
Ведь на практике единственным способом, с помощью которого государство может сохранить свой уровень бюджетных расходов – это средства резервных фондов. В противном случае, идет так называемый секвестр, в рамках которого сокращаются расходные статьи бюджета.
«Поэтому из-за недостатка средств резервных фондов даже при прочих равных условиях, с течением времени ситуация с бюджетом становится все более сложной. Тем более, что главной проблемой в бюджетном процессе является решение, какие расходы нужно сократить, а какие, несмотря ни на что, оставить в нетронутом состоянии», - заключает Хестанов.
Правительству придется принимать жесткие решения по бюджету
В этом плане Россия сегодня находится в сложном положении, поскольку социальные расходы в нашей стране являются табу, а единственным вариантом сокращения являются расходы на госуправление и на оборону, которые Москва хочет удержать на текущем уровне.
«Очень часто, сложно выполнить бюджет в полном объеме, найти средства – также сложно, из-за чего приходится принимать тяжелое решение – какие расходы можно сокращать, а какие расходы нужно оставить для соблюдения обязательств нашего государства», - резюмирует Хестанов.
На практике это чрезвычайно сложный процесс, поскольку в рамках современного федерального бюджета нет речи о каких-то излишних расходных статьях и резать здесь придется «по-живому».
«Скорее всего, именно эта проблема и имелась в виду главой правительства в этом заявлении по перспективам бюджета на три ближайших года», - констатирует Хестанов.
По словам Сергея Александровича, премьер здесь исходит из тезиса, что на сегодня федеральный бюджет не может компенсироваться с помощью резервных фондов, вследствие чего, несмотря на лучшую ситуацию в экономике, мы будем иметь дело с ограниченным объемом средств.
У России мало возможностей «закрыть» дыры в бюджете
«Это заставляет более скупо подходить к вопросу бюджетного планирования и к его практическому расчету на ближайшие календарные годы», - заключает Хестанов.
К тому же, у России на сегодня нет особой надежды на нефть – ситуация говорит о том, что она стабилизировалась в диапазоне 45-55 долларов за баррель, и это существенно выше бюджетных планов на 2017 год, но это не говорит о том, что бюджет получит дополнительные средства.
Дело в том, что согласно первоначальному плану бюджет рассчитывался из цены в 40 долларов за баррель, а бюджетный дефицит равнялся 3,2 процентам ВВП. В итоге, положительные сдвиги в цене на нефть, которые были вызваны соглашением России и ОПЕК, ушли на то, что бюджетный дефицит сократился до 2,1 процента, и дал Минфину возможность для маневра.
Другой вопрос, что эти положительные моменты носят краткосрочный характер и касаются только 2017 бюджетного года, поэтому неудивительно, что Медведев также потребовал от российских ведомств быть гораздо тщательней в контексте любых государственных расходов в стране.
Качество расходования средств – это большая проблема для России
«Расходование бюджетных средств очень давно вызывает в России серьезные вопросы, ведь существует объективный парадокс, когда на многие расходные статьи мы тратим гораздо больше денег, чем в развитых странах, причем сравнительно часто получая взамен на выходе более скромный результат. Так что, это серьезная проблема», - резюмирует Хестанов.
Наиболее ярким примером, как считает эксперт, здесь является стоимость и качество дорожного строительства, причем Россию в этом вопросе часто сравнивают со странами со сходным к нам климатом вроде Финляндии, где трассы построены качественней и стоят дешевле.
Естественно, здесь нужно сделать ссылку на то, что Финляндия по своим размерам не идет ни в какое сравнение с Россией, и то, что эта страна является частью Евросоюза и не вынуждена, как мы, совершать самостоятельно весь спектр работ в народном хозяйстве. При этом, все равно – перед нами яркий пример того, что в плане расходования бюджетных средств нам есть куда стремиться, а текущая наша ситуация с этим вопросом несет под собой большие издержки.
«Тот факт, что эффективность государственных расходов в нашей стране часто не соответствует конечному результату – это большая проблема. Поэтому это естественно, что все министерства и ведомства будут, так или иначе, ограничены в своих расходах, и им придется выдерживать очень серьезное обоснование каждой собственной траты», - констатирует Хестанов.
Это абсолютно нормальное явление, которое не является неожиданностью, хотя здесь нужно понимать, что все здесь зависит не только от министерств и ведомств, но и от ситуации внутри регионов и отечественных госкомпаний, где также на сегодня не все хорошо.