Баку — Вашингтон: во что США пытаются втянуть Южный Кавказ
В Стамбуле в рамках XXII Всемирного нефтяного конгресса состоялась встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном.
Эта встреча в современных реалиях имеет огромное значение для Азербайджана, особенно учитывая то, насколько активно в последнее время обсуждается необходимость открытия новой страницы в двусторонних отношениях.
Американо-азербайджанские отношения выходят на новый уровень
Азербайджан и США установили дипломатические отношения в 1992 году, почти сразу после распада Советского Союза. За 25 лет, прошедших с того года, дружественные и партнерские отношения между странами динамично и всесторонне развивались и достигли уровня стратегического партнерства.
Успешное развитие этих отношений в различных сферах, в том числе политической и энергетической, стало основной темой переговоров между Алиевым и Тиллерсоном.
Тем более, что с момента избрания Трампа президентом США, в азербайджано-американских отношениях многое изменилось. Сегодня сторонам успешно удается вырисовывать контуры дружбы, тогда как при Бараке Обаме отношение США к Азербайджану оставляло желать лучшего. Азербайджанскую сторону в те годы в чем только не обвиняли, включая нарушение прав человека.
С приходом Трампа отношения двух стран встали на иные рельсы. В том числе, за прошедший неполный год уже неоднократно говорилось о приверженности новой американской администрации реализации «Южного газового коридора», который является самым актуальным проектом региона и предусматривает транспортировку азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу.
В связи с этим, на встрече в Стамбуле азербайджанский лидер проинформировал Тиллерсона о проводимой работе по реализации данного проекта, и заручился обещанием американского представителя о том, что США и впредь будут поддерживать реализацию ЮГК.
Карабахский конфликт в беседе Алиева и Тиллерсона
В то же время, наряду с обсуждением энергетических проектов, неотъемлемой частью переговоров Тиллерсона с президентом Азербайджана стал и карабахский конфликт.
С момента своего прихода к власти президент США Дональд Трамп также неоднократно заявлял о том, что США привержены мирному урегулированию данного конфликта в рамках процесса Минской группы ОБСЕ, и выражал уверенность в том, что его урегулирование будет способствовать укреплению региональной безопасности.
В связи с этим азербайджанский лидер еще раз изложил позицию страны в связи с урегулированием этого конфликта, а также проинформировал госсекретаря США о последней военной провокации Армении на линии соприкосновения, в ходе которой погибли мирные жители — женщина с двухлетней внучкой.
В целом, встречу президента Азербайджана и госсекретаря США, прошедшую в рамках конгресса в Стамбуле, можно было бы считать весьма конструктивной, если бы не ряд болезненных симптомов.
Южный Кавказ втягивают в энергетическую «игру» с Москвой
Так, российский политтехнолог Денис Коркодинов отметил в беседе с EADaily, что данная встреча может свидетельствовать о попытках кабинета Трампа втянуть Южный Кавказ в энергетическую «игру» с Москвой.
По его мнению, Вашингтон стремится убедить Баку в необходимости снижения объемов закупки российского угля и нефти, а также дальнейшего ограничения доступа России к современным технологиям и оборудования для добычи природного газа.
Иными словами говоря, Тиллерсон пытался донести до внимания азербайджанского лидера мнение о том, что американская администрация была бы крайне рада тому, чтобы Азербайджан совместно с Турцией и Грузией посредством реализации проекта TANAP содействовал бы ограничению реализации российских проектов строительства газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток».
«Однако стоит ли сомневаться в том, что такие ограничения выгодны исключительно США и совершенно невыгодны странам Закавказья, которые практически ничего не получают от потери российского транзитного газа, кроме голословных обещаний со стороны Белого дома?!», — отмечает наш собеседник.
На этот счет, по мнению политтехнолога, существует вполне обоснованный тезис о том, что любые экономические изменения неминуемо вызывают политические трансформации. Так, по его словам, может произойти и в случае с ограничением российского экспорта углеводородов.
«Такой разворот событий может послужить Кремлю сигналом для выражения панических настроений, последствия от которых могут быть совершенно непредсказуемыми», — отметил он.
Вместе с тем, это может привести к срыву уже достигнутых договоренностей с Турцией, например, относительно строительства на турецкой территории совместно с Россией АЭС, что может негативно сказаться на энергетическом потенциале страны, считает Коркодинов.
«Иными словами, США просто намерены сыграть на зло России, при этом играя „чужими“ картами (имеется в виду, энергоносителями), при этом ничего не обещая, ничего не гарантируя и ни с кем не консолидируясь. Вопрос в том, надо ли это Азербайджану?!», — заключил политтехнолог.
Баку придерживается баланса в отношениях с Вашингтоном и Москвой
В свою очередь, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий Арьков отметил, что Азербайджан — ведущее государство региона: политически, экономически, энергетически. И если Грузия придерживается во многом прозападного курса, Армения выбрала пророссийский вектор, то Азербайджан придерживается разумного баланса в отношениях с США и Россией.
«И тот, и другой полюс стремятся изменить данный status quo, пытаясь использовать для этого одни и те же рычаги: более интенсивное вовлечение Баку в свои экономические проекты в регионе и обещание всемерно содействовать скорейшему разрешению карабахской проблемы „не ущемляя интересов Азербайджана“», — сказал он EADaily.
При этом, эксперт отметил, что обсуждавшийся в Стамбуле проект Южно-Кавказского газопровода, по замыслу его заокеанских сторонников, должен стать частью большого Южного газового коридора с целью снижения энергетической зависимости Евросоюза от России. Однако подтвержденные запасы газа на месторождении «Шах Дениз» не смогут составить серьезной конкуренции «Газпрому», сказал он.
По словам Арькова, Туркменистан с его крупнейшими запасами пока не присоединился к проекту Южного газового коридора, в то время как Россия уже приступила к строительству «Турецкого потока», после запуска которого юг Евросоюза окажется в энергетической зависимости не только от Москвы, но еще и от Анкары.
Азербайджан не позволит втянуть себя в чужую игру
Азербайджанский политолог Тофик Аббасов, в свою очередь, считает, что проблемы в отношениях США и Азербайджана прежде возникали по вине Вашингтона. США вели «топорную» игру и игнорировали очевидные азербайджанские требования и ожидания.
По его словам, в азербайджано-американских отношениях уже не раз было так, что Вашингтон, следуя традициям алогичности, создавал проблему на ровном месте, и тем самым наносил ущерб двусторонним отношениям.
Политолог отметил, что Азербайджан в этих условиях всегда проявлял характерную сдержанность, давал возможность ситуации остыть, особенно, когда в адрес Баку звучали необоснованные обвинения в связи с нарушением прав человека. Он всегда представлял свои веские обоснования и давал понять, что настроен на контактный процесс.
«Азербайджан никогда не позволит, чтобы США втянули его в какую-то свою игру. Наша страна на такие ситуации не ведется», — подчеркнул он в беседе с EADaily .
«Азербайджан всегда занимает прагматичную позицию. Он не принимает игру под названием „компанейщина“. Баку далек от мысли приобретать „кота в мешке“. И придерживается позиции, „давайте прольем свет на то, что мы хотим, а дальше обсудим, нужно ли нам быть в одной „упряжке“ или нет“», — заключил Аббасов.
Александра Зуева, политический обозреватель в Баку