Сбербанк направил авиационной холдинговой компании «Сухой» и Прокуратуре Москвы проект мирового соглашения по судебному спору об опционных сделках, которые принесли компании убыток в 13,5 млрд рублей. «Ведомостям» удалось ознакомиться с текстом документа, его содержание подтвердил близкий к «Сухому» источник. Представитель Сбербанка от комментариев отказался. Представитель «Сухого» не ответил на запрос «Ведомостей».
Сам иск подала Прокуратура Москвы в сентябре 2016 года в интересах Росимущества. Ведомство владеет 91% Объединенной авиастроительной корпорации (основной акционер «Сухого»). В Арбитражном суде Москвы прокуратура потребовала признать ничтожными пять сделок между Сбербанком и АХК «Сухой».
Последняя заключила с банком пять сделок поставочного валютного опциона с барьерным условием в 2013—2014 годах. Одно из условий сделок — при росте курса доллара до уровня выше 40,25 рубля «Сухой» обязывался продать Сбербанку валюты по курсу 28,3 рубля на общую сумму 248,4 млн долларов («сумма валюты на покупку»), следует из мирового соглашения.
Банк предлагает «Сухому» выплатить всю сумму в течение двух лет в рублях по курсу ЦБ, установленному на третий рабочий день после вступления в силу соглашения. По курсу ЦБ на 28 августа 2017 года это около 14 млрд рублей. На эту сумму не будут начисляться проценты, а «Сухой» может погасить ее досрочно. В свою очередь, согласно заключенным сделкам, Сбербанк выплатит «Сухому» 7,8 млрд рублей («сумма валюты на продажу» с учетом уже списанной суммы в 844 млн рублей). Возможен зачет этих сумм по заявлению сторон. При этом мировое соглашение предполагает, что стороны не имеют друг к другу требований и претензий, в том числе требований, связанных с наличием или отсутствием просрочки исполнения обязательств, о выплате неустойки, процентов за пользование чужими деньгами.
На конец 2016 года на счетах «Сухого» было 16 млрд рублей. Долгосрочные и краткосрочные обязательства компании составляют 228 млрд рублей.
НовостьВ мировом соглашении Сбербанк фактически предложил исполнить сделку на условиях, которые были определены заключенными ранее договорами, говорит управляющий партнер юридической компании Art De Lex Дмитрий Магоня. То есть если стороны подпишут соглашение, сама сделка будет исполнена, но суд не будет давать ей оценку с точки зрения законности, отмечает он. Фактически банк в мировом соглашении предлагает рассрочку по выплате долга, говорит юрист Saveliev, Batanov & Partners Сергей Коновалов.
Если бы в рамках действующего опциона «Сухой» не смог выплатить долг, то понес бы ответственность, например, в виде неустойки либо в виде процентов за пользование чужими денежными средствами, продолжает он. Отсутствие этих обязательств, видимо, и будет бонусом для «Сухого», говорит Магоня. В целом, по его мнению, мировое соглашение выгодно в первую очередь Сбербанку.
Но «Сухой» может согласиться на условия Сбербанка, ведь первая судебная практика по подобным делам складывается не в пользу клиентов банка, констатирует Магоня.
На прошлой неделе Сбербанк выиграл у «Транснефти» дело в апелляционной инстанции по иску на 67 млрд рублей. Накануне заседания Сбербанк тоже предложил монополии мировое соглашение. «Транснефть» готова была его обсуждать и предложила суду перенести рассмотрение дела, но банк вести переговоры с монополией не стал.
После решения суда по иску «Транснефти» шансы в удовлетворении иска Прокуратуры Москвы к Сбербанку значительно снижаются, заключает Коновалов.
Сейчас дело рассматривается в первой инстанции, очередное заседание назначено на 14 сентября. Представитель Росимущества не ответил на запрос, ОАК отказалась от комментариев. Получить комментарии прокуратуры «Ведомостям» не удалось.