Безвизовый въезд и скрывающие недра горы доказывают привлекательность для альпинистов, которые желают открывать неизведанные места
Несмотря на огромные горные хребты, скрывающие богатства гор и суровую красоту, Кыргызстан борется за то, чтобы сохранить репутацию первоклассного альпинизма. Со своим удаленным расположением и пиками имени Ленина, Путина и Коммунизма, он не был очевидным выбором для западных альпинистов.
Но, в то время как более известные маршруты в Непале и в Альпах становятся более коммерциализированными и дорогими, эксперты утверждают, что альпинисты все чаще отправляются в небольшую страну в Центральной Азии, которая недавно стала немного известней после того, как была неправильно названа как Кырзбекистан в газете «New York Times».
В 2012 году власти начали тренд, отказавшись от визовых требований для европейцев, американцев и канадцев с целью развития туристической отрасли и создания рабочих мест.
И в то время как многие посетители увлечены походами на лошадях, турами по Шелковому пути и вторым по величине в мире высокогорным озером Иссык-Куль, британские альпинисты Гарри Мак Ги и Эмили Уорд говорят о все большем числе приезжих, которые решаются покорять неизведанные участки высоких горных вершин.
Уорд, который был в Кыргызстане три раза, описал его как одного из "горячих новых точек для восхождения" из-за отсутствия разных выплат и разрешений.
Макги сказал о разнообразии ландшафта в добавок к призыву региона. "Золотые гранитные скалы, которые венчают одну из вершин, совершенно отличаются от вида соседней долины, где вы найдете груды грязи и сланцевые камни", говорит он. "Затем следующая долина состоит из миллионов известняковых ископаемых".
Он считает, что вводимые требования Непальского правительства к альпинистам платить больше за восхождения и разрешения, представляет реальную возможность для Кыргызстана воспользоваться выгодами от альпинизма.
Кыргызстан предоставляет доступ для пяти вершин, высотой более 7000 м в бывшем Советском Союзе, известных как "барсы". Они включают в себя Пик Ленина (7134 м) на Памире, который расположен на границе с Таджикистаном, наряду с пиком Коммунизма (7495 м) и Пиком Корженевского (7105 м).
Другие два, пик Победы (7439 м) и Хан-Тенгри (7010 м), расположены в горах Тянь-Шаня, недалеко от границы с Китаем.
Покорение всех пяти пиков в течение одного сезона, который длится с августа по октябрь, считалось подвигом, который отмечался Советами медалью и титулом "Покоритель высочайших вершин в Союзе Советских Социалистических Республик".
Это достижение в настоящее время признается как премия Снежный барс британских альпинистов Ник Валентина и Джон Гупта, которые пытались установить мировой рекорд для масштабирования всех пяти вершин за менее, чем 42 дня в 2012 году.
Они попали под сильный шторм, пытаясь покорить пик Ленина, и им пришлось ждать до 2014 года, чтобы завершить квинтиплет.
В 2011 году власти назвали вершину высотой 4446 м пиком Владимира Путина, установив на нем российский и кыргызский флаги в попытке пропаганды здорового отношения между двумя странами.
Почесть, оказанная тогдашнему премьер-министру России, была тогда подвергнута критике за нарушение национального закона о запрете называть места именами живых людей.
Старая советская фотография пика Космос, "до того, как стал опасным", говорит МакГи. Фото: Гарри Мак Ги.
Инфраструктура
Британский Совет Альпинизма, который предоставляет гранты для поездок альпинистов, что бы "значительно продвигать" спорт, говорит, замечено увеличение заявок на поездки в Кыргызстан, хотя официальная статистика не доступна.
Тем не менее, ясно, что страна имеет нишу для скалолазания и пеших походов - по крайней мере сейчас. "Есть места, которые я видел, что бы сделать удивительные походы", сказал Уорд, "но слабая инфраструктура, 30-летние советские дороги и нехватка общественного транспорта означает, что они находятся вне досягаемости для большинства туристов".
Большинство городов не имеют молодежных гостиниц стиля hostelsbut, многие местные жители сдают комнаты или целые дома для туристов - это своего рода кыргызстанский Airbnb.
Уорд сказал, что в то время как многие альпинисты увлеклись неизведанными регионами, удаленность страны и слабая инфраструктура также представляют серьезные проблемы.
В своей первой поездке в Кыргызстан одной из альпинисток стало плохо, и нужно было ее спасать, но доступная карта была составлена еще в советские времена, и там отсутствовал пик высотой 5000 м - что создает трудности для полета спасательного вертолета, чтобы найти их, говорит она.
Местные горцы сказали, что у них в прошлом году был трудный сезон, потому что они были вовлечены в пяти аварийно-спасательных экспедициях. В отличие от этого, власти Шамони во французских Альпах, вероятно, разворачивают около пяти спасательных операций в день в течение напряженного летнего сезона, предположил Уорд.
Советский стиль транспорта в Кыргызстане
Экспедиция
Когда Макги и Уорд отправились покорять пик «Космос» в сентябре, они провели два дня для сбора материалов в Бишкеке. Они загрузили в фургон 200 кг продовольствия, в том числе 30 лука и 8 кг сыра, и поехали в горный город Нарын, который расположен на высоте 2000 м.
Команда поднялась на «пик небольшой акклиматизации» - просто стыдно за самую высокую Европейскую вершину на горе Монблан высотой 4700 м - перед тем, ка Макги был поражен с высотной болезнью.
После того, как он выздоровел, команда отправилась на базу «Космос», но вскоре стало ясно из объема льда, спадающих с вершины, что продвигаться дальше было невозможным.
Вместо этого, они решаются покорить несколько меньшие пики. "Это, наверное, самое дружелюбное место, где я когда-либо бывал - Азия с большим советским разворотом", сказал МакГи.
Мэйв Шарлоу,
“Guardian”,
30 декабря 2015 года
Перевод – “Кабар”
Оригинал перевода: http://www.theguardian.com/world/2015/dec/30/kyrgyzstan-climbing-hotspot-putin-peak