Как год встретишь, так его и проведёшь, говорят. Тогда в наступающем 2016 году ожидаются усиленные посадки под административный арест за публикацию нацистской и экстремистской символики в соцсетях (ВКонтакте и т.п.). Вчера, 30 декабря, в Казани был помещён под арест на 7 суток Раис Сулейманов, по решению суда по части 1-й статьи 20.3 КОАП об экстремистской символике. Изюминка в том, что Раис — эксперт по этнорелигиозным вопросам в Поволжье, разоблачающий экстремистские организации, а не пропагандирующий их.
За последний год усилилась деятельность Главного управления по противодействию экстремизму МВД России (Центр «Э») в части заключения под арест за фотографии в соцсетях. Попадающие в зону риска политические деятели потянулись за политическим убежищем в Европу. Например, уже в августе 2014 года в Испанию уехала координатор Демократического Петербурга Наталья Цымбалова, связанная с акциями несистемной оппозиции в Петербурге. По моему мнению, она ходила в зоне риска из-за своей любви к украинским нацбатальонам, воюющим с народом Донбасса. В декабре же 2015 убежища в Эстонии запросил срочно переехавший туда карельский регионалист Вадим Штепа, сначала получивший в этом ноябре штраф в 1 тысячу рублей, а затем в декабре 1 сутки административного ареста за публикацию фотографий. Его наказали за символику финской армии, воевавшей на стороне нацистов в Великую Отечественную войну.
Ранее за фотографии в соцсетях никого из заметных оппозиционеров не привлекали. Теперь же накопленные за годы слежения за публичными персонами материалы пошли в ход (Штепе по его словам обещали припомнить видеоролик с давностью около 5 лет). Идут они в ход по такому механизму: накопленный материал по инициативе Центра «Э» предоставляется на независимую экспертизу, эксперты её проводят и предоставляют суду, суд вызывает обвиняемого и выносит решение о том, виновен ли он по Кодексу об административных правонарушениях. Перед вызовом в суд с будущим обвиняемым беседует сотрудник Центра «Э».
Теперь к Казани. Там отработал тот же самый механизм, но в направлении угодном экстремистам, а не наоборот, как задумывалось. Дело в том, что были найдены эксперты, недоброжелательные к Сулейманову и составившие заключение, поспособствовавшее его аресту.
28 декабря у Сулейманова была первая беседа с сотрудником Центра «Э», а 30-го уже был суд. Друг Сулейманова публикует по его просьбе у себя в соцсети (ссылка) описание ситуации и тезисы в защиту обвиняемого, написанные перед судом:
Показания на допросе Раиса Сулейманова от 30.12.2015 по обвинению в административном правонарушении по ст.20.3 КоАП РФ (публичное демонстрирование атрибутики экстремистских материалов). Допрос проводился в ОП №8 «Горки» (Казань, ул. Оренбургский тракт, 93)
(тезисы)
1. Категорически не согласен с инкриминируемом мне административным правонарушением, поскольку мною при перепубликации на своей странице в соцсети «В контакте» ссылок на статьи об ИГИЛ и «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», в которых мною давались интервью и комментарии как эксперта по этнорелигиозным проблемам Поволжья, фотоиллюстрации брались из самих статей. Это статьи: на сайте издания ««LeCourrierdeRussie» от 18.11.2015 (http://www.lecourrierderussie....) под названием «Attentats, salafisme, Étatislamique : quellemenacepourlaRussie?» на сайте газеты «Отечество» от 29.10.2015 (http://www.otechestvo-ufa.ru/?...) под названием «Идет ИГИЛизация населения?». Сами эти статьи вместе с опубликованными в них фотоиллюстрациями, изображающих членов «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами» и «ИГИЛ» с флагами, не признаны экстремистскими. Поэтому не считаю перепубликацию ссылок на эти статьи и помещенных в них фотоиллюстраций публичным демонстрированием атрибутики экстремистских организаций. Заявляю, что с позицией сотрудников МВД не согласен по причине [моего] использования фотографии как несущей единый смысл с текстом статьи и моим комментарием как эксперта.
Т.е. фотографии были опубликованы в СМИ в статьях Сулейманова, а он сам их только перепостил у себя в соцсети.
Ресурс KZN.tv: «- Выходит, если журналист берет у тебя интервью, газета к нему прилагает какие-то фото, а потом ты перепостишь это интервью на своей странице - ты экстремист, пусть даже сами эти газетные публикации экстремистскими не признаны... - Так Раис Сулейманов описал для «ВК» сложившуюся ситуацию сразу после приговора суда.» (ссылка)
Похоже, что механизм посадки по статье об экстремистской символике впервые заработал в обратную сторону. Был наказан человек, поддерживающий присоединение Крыма к России, а не отрицающий это присоединение, как Штепа (и не попавшая под суд) Цымбалова. Форма соблюдена: эксперты с заключением есть. Смысл же противоположен духу закона: наказывать того, кто доказательно пишет об угрозе со стороны экстремистов значит делать подарок экстремистам.
Видимо, механизмом пользуются разные субъекты. Похоже, случай Раиса — объявление войны посадок. Что это, особая власть в Татарстане (имеющая связи с Турцией) или, более глобально, разные силы в федеральной власти? Покажет рассмотрение аппеляции, которую Сулейманов будет добиваться. Успехов ему, а всем нам поменьше двойственности и двусмысленности в новом году.