Сейчас новогодний Благовещенск – это снежный городок с различными фигурами, иллюминация по всему городу и наряженная праздничная ель на главной площади. В советские же времена областная столица в преддверии нового года выглядела совсем не так. Многие помнят город с горкой на Амуре, бумажной тройкой лошадей и деревянной головой Черномора. Раритетные фотографии и газеты сохранились в амурском госархиве и областном краеведческом музее.
Сто лет назад, впрочем, как и сейчас, были актуальны пожелания мира. Российская империя переживала Первую мировую войну. В областном госархиве сохранились новогодние пожелания того периода в газете «Амурская правда». Хотя в дореволюционном Благовещенске больше любили отмечать Рождество, чем Новый год. Тогда этот праздник не был официальным. Ставить ёлку после нескольких лет запрета разрешили только в 1935 году. А в конце 30-х появился новый сказочный персонаж – Дед Мороз.
«В газетах того периода можно встретить объявления о балах-маскарадах, о ёлках для всех детей. По газетам можно понаблюдать, что массово устраиваются распродажи к новому году», – рассказала главный архивист отдела Государственного архива Амурской области Ольга Сорокоумова.
На первом плане в советской периодике – статьи о стахановцах, итоги пятилеток, достижения народа. В годы войны – пожелания скорой победы и карикатуры на фрицев. В 50-х годах газеты начинают принимать праздничные телеграммы. Печатают правила пожарной безопасности и рекламу. Благовещенцам предлагают ткани, консервы и даже швейцарский сыр, шоколадное и медовое масло. Товар производит Благовещенский гормолзавод. Периодика 70-х начинает пестреть фотографиями. Наконец-то поздравления с Новым годом выходят на первый план. На пожелтевших страницах запечатлена 16-метровая ёлка, которая раньше стояла на реке Амур. В 80-х она меняет место – сначала переезжает на улицу Шевченко, потом – на площадь Ленина.
«Уже в 80-е годы праздник становится массовым, фотографий становится гораздо больше. В конце 80-х очевидно, что возникают проблемы – товаров не хватает для праздничных подарков», – поделилась Ольга Сорокоумова.
Многие благовещенцы до сих пор с ностальгией вспоминают тройку лошадей из папье-маше, экстремальную горку на Амуре и горку в виде головы Черномора. Вместо снежных фигур в Благовещенске раньше устанавливали деревянные домики.
В газетах 90-х годов журналисты часто рисовали карикатуры на экономические темы, писали социальные статьи и много шутили. На страницах газеты за 1991-1992 год благовещенцы, как и сейчас, готовились к встрече года Обезьяны: «Наступает 1992 год – год Обезьяны... Порадует изобилие гримас общества, неистовые подскоки цен, стадный образ жизни вблизи торговых точек. Совсем задеревенеет рубль... По-английский обезьяна – манки. В год Обезьяны хочется манки не по-английски, а в наших магазинах. Свободно, без талонов. И ещё риса, пшёнки, гречки... Чтобы мы стали наконец похожими на людей, нежели на одичавших обезьян! Так поднимем же наши майонезные баночки за год 1992-й!»