Новый год принял от 2024-го непростое наследие в виде ускоряющейся инфляции и высокой ключевой ставки. Эксперты ожидают замедления экономического роста в пределах 1,3% — против примерно 4% в минувшем году. Этот тренд они связывают со многими факторами, прежде всего, с жесткой денежно-кредитной политикой ЦБ и охлаждением кредитования реального сектора. Фото: Геннадий Черкасов Диапазон в прогнозах роста ВВП достаточно широкий. Например, Центробанк ожидает 0,5-1,5%, Минэкономразвития — в среднем 2,2%. А Владимир Путин в ходе недавней большой пресс-конференции заявил о 2-2,5%, заметив, что высокие темпы по большому счету не нужны, поскольку ведут к перегреву экономики. В данный период, с учетом жестких антироссийских санкций, вполне достаточно 2 %.
Как считает директор Центра конъюнктурных исследований НИИ ВШЭ Георгий Остапкович, в нынешнем году ВВП вырастет ориентировочно на 2%, плюс-минус в ту или иную сторону 0,2%.
-Это оптимальный вариант, — поясняет он. – Даже если мы выйдем на уровень 1,3-1,5%, ситуация резко не изменится. ВВП не тот показатель, который напрямую определяет благосостояние общества. Валовый продукт фиксирует, сколько в стране произведено материальных ценностей. А основным бенефициаром роста экономики являются люди. То есть, их доходы и занятость. Вот за этими показателями и надо следить. В минувшем году ВВП увеличился на 4%, но кому от этого стало легче жить? Главное, чтобы росли реальные располагаемые доходы населения.
-Каким образом высокая ключевая ставка тормозит экономику?
-Вопрос диалектический. Конечно, рост «ключа» замедляет развитие не только в России, но во всех странах мира. Ставку повышают, прежде всего, чтобы сбить растущую инфляцию, которая в повседневной жизни играет гораздо большую роль, чем динамика роста ВВП. Причем, больнее всего она бьет по низкодоходным слоям населения. Пускай ключевая ставка работает против ВВП, нужно понижать инфляцию.
— Однако, несмотря на все старания Центробанка, в России инфляция ускоряется!
— Не нужно во всем обвинять регулятора, по своему мандату он вправе маневрировать только ключевой ставкой. Исходя из экономической теории, использование этого инструмента дает результат только через 4-6 кварталов, то есть, спустя полтора года. Нужно еще учесть, что у нас не совсем монетарная политика. В борьбе с инфляцией требуются совместные усилия экономического блока правительства и законодателей. Необходимо проанализировать рынок труда, улучшить предпринимательский климат.
— Многие эксперты полагают, что ставка в 21% будет сохранена в текущем году. А как вы считаете?
— Если ситуация будет консервативной, без «сюрпризов», то на границе двух-трех кварталов регулятор может начать снижение ключевой ставки. Нельзя исключать, что при определенных условиях он это сделает раньше — в марте-апреле. В своем прогнозе ЦБ планирует до конца нынешнего года снизить ставку до 17%.