Если удивляет – то добро пожаловать на страницы моей новой статьи, ибо я и сам потратил достаточно много времени для того, чтобы разобраться в сути вопроса. Естественно, информация, представленная ниже – это одна из теорий. Однако самая научная теория и самая распространённая на данный момент.
Если говорить сугубо научным языком, то образование Русской земли – это слияние двух близких, но всё-таки не идентичных этносов – руссов и славян. А потому нужно по отдельности изучать обе ветви истории, до места встречи этносов и взаимной ассимиляции на территории нынешней западной части Российской Федерации.
Самые древние корни славянского этноса обнаруживаются на территории Европы. Более того, эта ветвь наших далёких-далёких предков ныне по праву считается одним их европо-образующих этносов – основой основ западной цивилизация.
Поля погребальных урн – так красиво называется область в самом центре современной Европы, которая объединена условно ареалом распространения особой протославянской культуры. И как историческая общность, славяне сложились примерно в XIIIвеке до нашей эры, слившись во что-то принципиально-новое в культурном и генетическом плане из народов ныне нам неведомых.
Славяне – ярые солнцепоклонники. Главный «храм» того времени – магический круг символизирующий дневное светило. И именно из-за поклонения небесному источнику огня покойника кремировали и помещали урну, а сама урна ставилась в самый центр каменного круга, что как бы отправляло умершего на новый круг жизни (точнее сказать невозможно – письменных источников-то не было в те времена).
Славяне – не единственный народ, вышедший с полей погребальных урн. В своё время именно здесь выделились и отделились такие известные европейские этносы, как германцы, кельты, италики и иллирийцы. И ведь в этом ничего удивительного нет – почти все европейцы имеют целый ряд родственных признаков. А потому римские императоры имели свои генетические корни ровно там же, что и первые славянские вожди и князья.
Промежуточная археологическая культура для славян – Лужицкая культура, следы которой сейчас фиксируются между Вислой и Ордером, на территории современной Польши. Принято считать, что именно здесь находится прародина «славянского корня». Однако признаётся, что на неё сильно влияли кельтские, германские и балтские племена, находящиеся на периферии.
Именно на территории современной Польши одна ветвь наших предков приобрела общий этноним, который в своей первоформе звучал как «словене», а не «славяне» (скорее всего – «владеющие словом»). Тогда, кстати, и пошло, что всех иностранцев, не владеющих славянским языком, местные народы начали называть «немцы». То есть – «немые». И это ещё жёстче и эгоцентричнее, чем греческая позиция. Ибо греки назвали варварами всех, кто не являлся носителем эллинского языка. И согласно самой распространённой теории, название «варвар» пошло от того, как древние зачинатели цивилизованной части Античного мира на слух воспринимали незнакомую речь – «вар, вар, вар».
Балты «немыми» не были – славянский и балтский язык самые близкородные, с огромным словарным запасом из 1,5 тысячи «объединяющих» слов и значений. На момент описываемого времени – целый пласт минимальных «кирпичиков информации» для понятного и взаимовыгодного обмена данными.
К большому сожалению, представители Лужицкой культуры жили очень далеко от тогда существующих центров письменности. А потому первые славяне попадают на страницы хроник только тогда, когда с VI века нашей эры начинают регулярно нападать на Византийскую империю, буквально вынуждая обратить на себя внимание. Да нападали крепко – вчерашние римляне тратили очень много сил и средств, чтобы сдержать «северный натиск». Но если прямо покопаться в античной литературе, то можно заметить некоторое соответствие (в описаниях и действиях) между эллинским названием одного из северных народов - «венеты» и славянами.
«Венеты» - это название славянских предков, которое упорно присутствовала вплоть до середины Средневековье. Именно так латиняне называли своих восточных соседей, не сильно различая, кто литовец, кто поляк, а кто – русский. Но венеты, существовавшие на самом деле, по довольно интересному стечению обстоятельств, славянам даже родственниками не являлись, так как зародились на территории Малой Азии и были известны ещё во времена Троянской войны. Просто этот народ, простите за такое сравнение – народ-странник. И своими перемещениями по карте мира внёс сильную путаницу в умы латинских историков Античности и Средневековья. И венеты действительно появились около VIII века нашей эры на землях балтов, попутно подчинив несколько славянских племён и «подарив» им своё название.
Исторические события – интереснейшая вещь. И венеты, на долгое время сокрывшие под своим именем славян и русов, действительно оказали огромное влияние на все местные культуры. Но были ассимилированы именно местными племенами, а потом прекратили своё существование. Влияние это прослеживается в частности в имени одного из богов – Перуна, который родственен кельтскому Перкунье (а ведь венеты как раз и прибыли в Прибалтику с мест обитания кельтов, на которых оказали своё влияние).
У славян вообще проявилась интереснейшая способность – ассимилировать местные народы, даже если они прибывали на новые территории в меньшинстве. А потому экспансия в сторону Востока и Уральских гор продолжалась несколько веков – требовалось основательно обосноваться на новых территориях и сделать их своими не только мечом, ну и…
… Вы, должно быть, поняли.
Первые славяне на территории современной России появляются в области Ильменского и Псковского озера ещё в V веке нашей эры. И именно эта локация будто бы растворила двери для активного и дальнейшего расселения по территории разрозненных финно-угорских племён и ещё более редких здесь балтских племён.
Со временем, на территории нынешней Восточной Европы возникла сложная система деревень и городов. И крупные населённые пункты подразделялись на три типа – ритуальные святилища, военные крепости и административно-торговые центры.
Эта основательность позволила пережить массовое и растянутое во времени практически одномоментное прохождение через эти земли готов, которые устремились с южной Балтики в Крым. И одно из отражений так называемого «Великого переселения народов» сподвигло славян и дальше искать новые и более спокойные места.
Кстати, формально, именно готы стали первыми зачинателями полноценного государства на территории современной Российской Федерации. Но об этом мы поговорим в какой-то другой день и в другой статье. Гунны «спутали карты» – они ударили по готам, разрушили государство и де-факто освободили карпатские славянские племена от владычества поработителей. Аварское вторжение, произошедшее несколько позже, так же не смело славянский корень с обжитых мест, хоть и нанесло ему некоторый урон, а несколько племён попали в зависимость от Аварского каганата.
Кстати, восстание против авар в VII веке на территории современной Чехии образовало первое действительно славянское государство – Само, которое, согласно легендам, образовалось в результате деятельности соответствующего пришлого человека (скорее всего – франка), который и смог объединить местные племена в освободительной борьбе. Правда, оно продержалось совсем недолго – ровно до смерти правителя. Но всё это события, которые уводят нас от хода основного повествования и смещают фокус в сторону ныне существующих европейских держав – Чехии, Венгрии, Болгарии и прочих. Нам же нужно «вернуться» на наши территории.
Согласно летописи Нестора, на территории современной России появились 12 славянских племён, которые и заселили Русскую равнину, что ныне подтверждено археологически. Но основа-основ России – это вятичи, ильменские словене и кривичи, которые заняли основную часть указанного пространства.
Союз ильменских племён был мощным. Но сливался из сил трёх независимых поселений. И, судя по всему, так как представители трёх поселений (старейшины) договориться друг с другом так и не смогли, они и начали искать некоего независимого правителя, который не довлел бы к какому-то одному политическому центру. И таким правителем стал Рюрик.
«Но где же русы»? - спросите вы. И вот теперь настала самая пора ввести этот народ в повествование, ибо цепочка событий сошлась в одном месте в хронологическом порядке.
На юге среднего Приднестровья, пока ильменские славяне искали государя в скандинавской стороне, на земли местных славян пришёл родственный, но всё-таки иной этнос – руси. Происхождение имени этого народа загадочно. И ещё известный историк Брюнкер в самом конце XIX века расписался в своём бессилии и в сердцах написал: «Кто сможет объяснить происхождение названия Руси, тот сможет объяснить всю её историю».
Прорыв в исследовании племён руси произошёл только в 70-80 годах XX века усилиями советского академика Кузьмина. Он обратил внимание на ряд очень схожих средневековых терминов, распространённых по территории Европы – рутены, руги, русины, русь, русы.
Первое, что доказал исследователь – это то, что указанные слова являются абсолютными синонимами, а почти вся Европа когда-то была наполнена разрозненными представителями этого народа, которые везде образовывали свои анклавы и точки обитания.
Впервые о русах (позвольте называть вторую ветвь наших предков общепринятым и самым распространённым именем) писал ещё великий завоеватель и исследователь – Юлий Цезарь, который обнаружил соответствующие поселения во время галльской войны. И якобы (тут одни предположения), корни русов находятся на территории современного Ливана и Сирии, откуда они пришли на территорию Европы в виду каких-то глобальных событий и катаклизмов.
Русы – такие же скитальцы как венеты. И много где в истории всплывало это имя. Например, у Тацита, который описывая Германию, упоминал наличие ругов в южной Балтике.
Считается, что государство Ругов, пострадавшее от готов – это первая попытка русов обособиться от прочих народов устоявшимися границами. Скандинавская мифология даже сохранила имя одного ругского короля – Вольдемара, который отчаянно сопротивлялся вторжению гуннов и, одновременно, германскому давлению.
Так или иначе, указанный этнос в наибольшей своей концентрации к VI веку нашей эры оказывается в Приднестровье, на которое как раз накатывает волна славянской экспансии. Это ведёт к преимущественно мирному контакту и началу ассимиляции.
Волею судеб, именно русы зачинают небольшой городок, который вскоре станет Киевом. И когда сюда придёт Рюрик, в окружении скандинавской дружины и славян севера, произойдёт переплетение названий народов. А после принудительного объединения княжеств в одно государство именно «русами» начнут называть всю совокупность некогда разрозненных славянских племён.
В момент действительно неожиданного крещения славян и болгар в VIII-X веке нашей эры, контактность с Римом и Константинополем значительно возрастает. Более того, именно общая религия ещё больше спаивает территорию под одним началом, что окончательно формирует Киевскую Русь. Северных воинов ценят как первоклассных наёмников, а потому они постоянно появляются на службе у византийских цезарей в качестве «варварской гвардии» (частая практика королей и императоров, которая прослеживается вплоть до Наполеона Бонапарта с его мамлюками). Но это – уже совсем другая история, ибо варварская гвардия уже состоит из русов, а не славян и это название всё больше и больше закрепляется в мировых исторических документах.