Сам термин "осевое время" придумал немецкий философ Карл Ясперс. Он к нему отнес период 800-200 гг. до Рождества Христова, так как именно тогда появились важнейшие древние философские школы и ряд религиозных течений. Ключевым моментом осевого времени стал переход от мифологического мировоззрения к рациональному.
Но если разобраться, то мифологическое мировоззрение и рациональное всегда существовали совместно и постоянно, между ними сложно провести какие-либо строгие разграничения в стиле немецкого "орднунга".
С Ясперсом спорить не хочется, да и не нужно - в конце концов, человеческая история все-таки вращается не вокруг мировоззрений, ее определяют события.
Так вот, в Древнем мире произошло только одно единственное событие, разделившее историю - приход на грешную землю Творца, его проповедь человекам, смерть на Голгофе и Воскресение, даровавшее людям Жизнь Вечную.
7 января (25 декабря по ст. ст.) Церковь Русская празднует Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, т.е. момент, когда Тот, кто выше Вселенной, стал младенцем и человеком. Это сложно рационально представить и объяснить, а потому Христос и остается, по словам апостола Павла, для иудеев соблазном, а для эллинов безумием.
В Христа очень тяжело верить, ведь Он и есть Истина, а людям свойственно штамповать свои маленькие правды и истины, в зависимости от выгод и хотений.
Сейчас западная цивилизация, выросшая из христианства, отменила Господа нашего Иисуса Христа. Теперь Рождество Христово в Европе - это вообще просто Рождество, без традиционной атрибутики и традиционных смыслов. Католики еще, конечно, держатся, но всё равно отступают перед духом секулярного времени.
"Нас ради родися Отроча младо - Превечный Бог", - этого на Западе в XXI столетии не желают знать. Так комфортнее жить.
Но Бог поругаем не бывает. Блаженный Августин утверждал, что все люди делятся на две группы вне зависимости от рас и национальностей - тех, кто говорит Богу: "Да будет воля Твоя!", и тех, кому Творец говорит: "Да будет по твоей воле!".
Запад живет исключительно по своей воле и не печалится богооставленностью. Однако он и вымирает, отвергнув христианские корни культуры, искусства, науки и быта. На смену европейцам идут племена, чуждые им цивилизационно.
Каждому народу Бог дает землю в наследство, и каждое поколение должно подтверждать, что оно достойно наследования. Отрекаясь от Христа, Европа и потеряла право наследования.
И в данном случае не помогут никакие эксперты и политики: "Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния; да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности" (Ос. 9:7).
Россия пока худо-бедно, шатаясь, падая и вставая, всё-таки старается двигаться за Христом. И в этом заключается глубинный смысл СВО.
Россия ведет священную войну за землю - наследие, полученное нашими предками от Бога, а не за литиевые месторождения, коксующиеся угли и прочие природные ресурсы. Просто это сложно осознать и принять.
А еще Россия ведет войну за то, чтобы не отречься от Бога (хотя нас к этому и толкают!). И хорошо, что в русских храмах, даже под сигналы о ракетной опасности, все равно пели: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!".