Рискнул здоровьем.
На первый взгляд может показаться, что Анатолий Фирсов прославился благодаря исключительно хоккейным качествам. У него было непревзойденное игровое мышление, уникальная техника владения клюшкой, техничное катание и поразительная работоспособность. Но все эти игровые характеристики бесполезны, если у спортсмена нет стойкого характера и железного стержня. А с этим у Фирсова не было никаких проблем.
В эпоху форварда ЦСКА и сборной СССР хватало настоящих героев, которые регулярно ловили на себя шайбы незащищенными частями тела, играли с переломами и не обращали никакого внимания на ушибы, растяжения, трещины и синяки. Тем не менее, даже такие хоккейные волшебники как Фирсов иногда могли нацепить на себя воображаемую кольчугу и проявить бойцовские качества, которыми могут похвастаться далеко не все спортсмены.
Однажды в матче против ленинградского СКА прославленный форвард отыграл около 45 минут чистого времени. Все потому, что по удивительному стечению обстоятельств у большинства нападающих московских армейцев игра совершенно не шла. У Анатолия же, напротив, в тот день получалось абсолютно все. А поскольку матч был важным и принципиальным, тренерскому штабу пришлось выпускать Фирсова практически через смену. Герой этого текста появлялся на льду во всех игровых ситуациях — меньшинстве, большинстве, равных составах. Как итог: ЦСКА отыгрался с 0:3 и вырвал победу со счетом 4:3. Даже идеально подготовленный с точки зрения физики спортсмен не смог бы выдержать такую колоссальную нагрузку без силы воли и умения держать концентрацию на протяжении долгого времени.
Еще один случай, ярко характеризующий бойцовский характер олимпийского чемпиона, произошел во время ремонта его «Волги». Как и многие другие владельцы советского автопрома, Фирсов предпочитал чинить свой автомобиль собственными руками. Он закрепил домкрат на земле и залез под машину. Вдруг почва под домкратом просела, в результате чего он соскочил и придавил бедра советского хоккеиста. Ему пришлось целых 30 минут удерживать машину своими силами, пока не подоспела помощь.
А самый большой подвиг в карьере Фирсова произошел на победном чемпионате мира 1971 года в Швейцарии.
«Анатолий на один из поединков, когда очень нужно было его присутствие на льду (матчи складывались тяжело, и игра Фирсова, его пример могли бы увлечь товарищей), вышел играть с температурой около 39, наврав врачу, что у него ровно 37 и что он чувствует себя уже превосходно. Конечно, это случай уникальный, редчайший — выскакивать на площадку с такой температурой. Кстати, отыграл Фирсов в этот вечер, как всегда, здорово. Думаю, Анатолий, спортсмен достаточно опытный, понимал, что он вредит себе, что боком потом выйдет ему эта его игра, но понимал и другое, знал, что он нужен команде на льду», — писал Валерий Харламов.
Обычному человеку наверняка трудно даже представить, как можно переносить высочайшие физические нагрузки с высокой температурой. Но Фирсов не просто вышел на лед и отбыл номер, а еще и принес национальной команде неимоверную пользу. Анатолий стал лучшим бомбардиром мирового первенства и помог сборной СССР завоевать золотые медали. Форвард набрал 19 (11+8) очков и опередил Валерия Харламова в гонке бомбардиров на 2 балла. Также лидер советской команды был признан лучшим нападающим турнира и попал в символическую сборную.
Дополнительную ценность этому подвигу придавало то, что чемпионат мира в Швейцарии стал последним в карьере олимпийского чемпиона. Уже в следующем году главным тренером сборной стал Всеволод Бобров, который сразу же убрал нашего героя из основного состава национальной команды.