Уроженец Усть-Кулома с 2017 года увлекается съемкой дикой природы. В его объектив попадают дикие животные, северные леса и болота, рассветы и полярные сияния. Хотя сегодня Иван Чаланов живет в Московской области, он не расстается с республикой и часто приезжает за красивыми пейзажами, желая через них популяризировать регион. Фотограф рассказал БНК, как прошла его встреча с волками, для чего ему понадобились альпинистские варежки и почему большая часть снимков не удается.
— Как у вас зародился интерес к природе?
— Он появился, когда я стал с дядей ходить на рыбалку в девятом классе, ему требовался напарник. Уходил с ночевкой, видел красивые рассветы, туманы и закаты. Сразу начал и снимать, но фотографии делались лишь на память. Серьезно фотографированием я решил заняться под конец университета, купил на накопленные деньги камеру. Сначала снимал все подряд, только в 2017 пришел к пейзажу.
— Можете вспомнить свою первую пейзажную вылазку на природу?
— Это было летом как раз на рыбалке с дядей. Мы отправились с ночевкой к Среднему Кадаму, это мое любимое озеро, такое живописное, красивое, тихое. Снаряжения в принципе было достаточно: камера и штатив — но опыта не хватало. Например, я не знал, как строить кадр, располагать элементы, композицию, а это самое важное. Понятное дело, этому ты учишься бесконечно. Кроме того, надо заранее идти на съемку и разведывать местность, а я просто вовремя встал и сразу начал работать. Так можно упустить хороший, уникальный кадр. Но в итоге получились неплохие снимки.
— Какие еще ошибки совершают люди с вашим хобби?
— Обязательно нужен штатив для камеры. Многие его не берут из-за дополнительного веса, но без него качественную пейзажную съемку не сделать, особенно ночью. Надо делать дополнительные кадры: удалить всегда можно, а вот доснять уже не получится. Кроме того, стоит одеваться теплее необходимого, так как во время работы долго не двигаешься.
— А как сейчас проходят вылазки?
— Допустим, я увидел какое-то красивое место в интернете. После этого начинаешь изучать его: где эта точка располагается, как туда добраться, в какое время года она красивее выглядит. Смотрю прогноз погоды, в каком положении будет луна или какой силы северное сияние, ожидается ли туман. На месте, пока есть свободное время, надо найти какие-то конкретные ракурсы съемки, может быть, интересные объекты. Когда уже наступает время, ты идешь заранее на точку, настраиваешь оборудование и ждешь момент, порой по минутам, когда выйдет солнце, например.
— Сколько подготовка занимает время?
— Часто выбираешь несколько точек, а то мало ли на одной из них не получится снять красивый кадр. Планировать такой дальний поход — а я часто ухожу в лес на несколько суток — можно неделю, а то и больше. Я вот осенью с дядей ехал в одно место, чтобы снимать самый красивый млечный путь в Коми. Эту вылазку я планировал за год.
— Не страшно уходить в лес на несколько дней из-за морозов или животных?
— Нет, потому что в дальние походы я хожу обычно с дядей. Он берет на себя бытовые вопросы, допустим, еду приготовить, пока я фотографией занимаюсь. Дядя — охотник, рыбак, в лесу лучше ходит, хотя старше меня. Лес — это его дом.
— То есть страха у вас никогда не бывало?
— Все же нет, иногда даже короткие вылазки пугают. Однажды я пошел на болото снимать ночью, и там какой-то гул начался. Он приближался, и вскоре я понял, что это стая волков бежит и переговаривается. Звери напугали сильно, так что съемку досрочно закончил, хотя хотел подольше поснимать: тепло было.
— Кого вы еще успели повстречать за время своей работы?
— Вообще животных видишь много. Слышал, как медведи идут и ломают кусты. Осенней ночью лоси подходили, когда у них гон: сначала появилось шуршание рогов об ветки, а потом крик животных. Птиц много видишь: рябчиков, тетеревов, сов, журавлей. Почему-то мне каждый год с бурундуками везет, я их постоянно снимаю. Они любопытные и подходят к человеку посмотреть, кто это, хотя звери обычно боятся и убегают, когда тебя видят.
— Как вы справляетесь с морозами?
— За годы выработалась какая-то своя одежда. Например, для нашей суровой зимы самая хорошая обувь — сапоги из пенки. Обязательно нужно несколько носков с мембраной, чтобы была возможность поменять их. Руки очень сильно мерзнут, поэтому сейчас нашел альпинистские варежки: в них много утеплителя, они здоровые, теплые, натягиваются поверх куртки. Снял их, камеру настроил и обратно. Лицо нужно закрывать шарфом, например, потому что нос можно отморозить.
— А питаетесь чем?
— С собой берешь крупы, макароны, но в целом мы еды заготавливаем мало. Чем мне республика нравится, в теплое время года в лесу полно еды. Ты всегда найдешь грибы, в реке или озере словишь рыбу. Я поездил по России, на Алтай ходили в поход, и там лес пустой. А у нас голодным не останешься.
— Насколько ваше хобби затратно?
— На любительском уровне несильно и сопоставимо по сумме с лыжным спортом. Но можно бесконечно менять объективы, штативы дорогущие. Я когда-то считал, что на все оборудование: камеру, дрон, ноутбук, рюкзак, вплоть до фонарика для ночной съемки — потратил около миллиона.
— Получается ли это окупить на пейзажной фотографии?
— На ней очень сложно заработать. У нас не принято, чтобы, например, агентства по дизайну интерьеров покупало фото природы; в Европе и США такого больше, поэтому легче заработать. А в России если только фототуры организовывать: собирать людей и на живописных местах показывать, как снимать.
— Что вы видели самое живописное?
— В этом году я съездил к озеру Ырымвад. Это очень темное место, так как населенных пунктов рядом нет, и хорошо видно звездное небо. Кроме того, была осень, когда атмосфера сырая и нет никакой пыли, снежных кристаллов. Мы поехали туда снимать Млечный путь, и его туманности тогда были так хорошо видны! Можно было часами глядеть на звездный небосвод.
— Что самое важное при фотографировании природы?
— Планирование. Чем подробнее ты запланируешь погоды, чем больше учтешь моментов, тем выше успех. Пока я не планировал, красивые кадры были случайными, тогда мне просто везло. Фото, которые мне нравятся, всегда заранее запланированные.
— Какая самая главная сложность в вашем хобби?
— Это погода. Вышел рассвет снимать, вроде такой хороший намечается, а тучи появились и закрыли все. Сложно снимать зимой, потому что мерзнешь и снимать неудобно. С погодой не везет часто, как ни планируй, поэтому большинство вылазок и фотографий неудачны. Хорошие кадры — это всегда редкость.
— Не чувствуете обиду в такие моменты?
— Раньше я сильно по этому поводу переживал, а сейчас получаю удовольствия от самого процесса: ты едешь на природу, все равно пытаешься что-то снять. Да и ты всегда можешь сделать хорошие снимки, которые не планировал. Чем ты опытнее, тем легче это получается воплотить.
— Если результата часто не бывает, если это такая неблагодарная работа, то почему вы до сих пор этим занимаетесь?
— Я люблю природу, вырос в Усть-Куломе, где всегда окружает лес с ягодами, грибами. Рыбалка появилась в моей жизни. Я восхищаюсь каждым закатом и рассветом, во мне это откликается. Я всегда смотрю на северное сияние, как в первый раз. Стою, занимаюсь медитацией наедине с природой и ни о чем не думаю.
— Как развито пейзажное фотографирование в Коми?
— Есть неплохие фотографы, но очень тормозит инфраструктура: сложно добраться, дорогие билеты, мало дорог и маршрутов, гостиниц. Надо больше вот таких вещей в республике, и люди тогда будут приезжать в Коми за фотографиями. Да и надо популяризировать республику. У нас какие ассоциации с ней? Маньпупунер, и все. Люди не знают ничего другого, хотя у нас можно и другие красивые места показать. Поэтому я целенаправленно снимаю природу региона и позиционирую себя как фотограф из Коми. Больше всего мне нравится снимать именно здесь.