В немецких СМИ – своя атмосфера. Одна и главных тем там – дипломатический скандал, приключившийся с главой МИД ФРГ Анналеной Бербок в Дамаске. Как известно, она стала первым политиком из ЕС ступившим на сирийскую землю после скоропостижного развала режима Башара Асада в конце прошлого года и триумфа исламистов из ХТШ («Хайят Тахрир аш-Шам», «Организация освобождения Сирии»).
Поводом для разговоров о «скандале» стало то, что фактический руководитель Сирии Ахмед аль-Шараа отказался пожать руку главе немецкой дипломатии
На приёме в Народном дворце в Дамаске аль-Шараа протянул руку только её французскому коллеге Жану-Ноэлю Барро. Бербок как женщину он поприветствовал иначе — приложив руку к своей груди. Другие сирийцы изобразили поклон в отношении обоих европейских министров.
Ситуацию усугубило еще и то, что Бербок заявилась на официальный прием в мусусльманской стране явно наплевав на местный дресс-код – в белых брюках. Впрочем, хозяева встречи если и обиделись, то вида не подали.
Отметим, что в мусульманских странах нет чётких правил относительно рукопожатия между женщинами и мужчинами. В Коране также нет никаких предписаний, которые бы прямо касались этого.
Тем не менее, немецкий таблоид Bild назвал случившееся «настоящим оскорблением для министра иностранных дел». Впрочем, Бербок прокомментировала скандал из Дамаска. «Еще когда я ехала сюда, мне было ясно, что обычных рукопожатий не будет», сказала она.
На видеокадрах из Дамаска видно, что француз Барро вначале также не протянул руку для рукопожатия своему сирийскому визави. Француз положил правую руку на область сердца в знак приветствия, но затем все же ненадолго взял руку аль-Шараа.
По словам Бербок, во время беседы было ясно сказано, что права женщин — это показатель того, насколько свободно общество.
В кругах немецкой делегации ходили слухи, что в конце беседы аль-Шараа протянул руку Бербок, но рукопожатия больше не последовало.
Новые власти Сирии, в отличие от своих свергнутых предшественников из партии БААС, отлично освоили игру в западный политес и дипломатию и прекрасно умеют производить на западников нужное впечатление, говоря на камеру то, что от них хотят услыщать.
Впрочем, это не мешает им на внутреннем контуре проводить политику, внушающую определенную тревогу и опасения. Так, одним из первых сообщений из Дамаска стали новости о реформах в образовании. Из школьной программы в Сирии уберут изучение дарвиновской теории эволюции. Также из учебников должны исчезнуть разделы об “эволюции мозга позвоночных”. В целом из образования вычистят все светские элементы.
Кроме того, радикально пересматривается роль османской Турции в истории региона. Первым пропал из сирийских учебников Дня Мучеников, отмечавщийся в баасистской Сирии, и в соседнем Ливане в качестве государственного праздника последние 60 лет.
Речь о демонстративно повешенных на центральных площадях Дамаска и Бейрута 6 мая 1916-го года турецким военным наместником Сирии Джемалем (“Мясником”) Пашой участниках арабского движения за автономию. Последние ориентировались на Антанту – прежде всего, Францию и Россию.
Как известно, ХТШ сегодня пользуется поддержкой эрдогановской Турции, в которой силен крен на ревизию исторической памяти о младотурецком национализме начала 20 века.
Автор: Сергей Рыжов