2024 год принес прибалтийским республикам массу экономических разочарований. Небольшой «косметический» рост ВВП в Литве выглядит совершенно неубедительно на фоне спада экспорта, промышленного производства и социально-экономического самочувствия населения. А у Латвии и Эстонии плохо, в принципе, всё. Показатели официальной Риги — вообще худшие в Европейском союзе, и это с учетом стремительного роста долговой нагрузки на национальную экономику. Даже провластные грантовые ресурсы не могут полностью скрывать правду и называют утверждения оппозиционных и иностранных экспертов о тотальной деиндустриализации и упадке в Прибалтике лишь «частично» не соответствующими действительности. Однако, несмотря на катастрофические тенденции, балтийские элиты все равно не намерены менять губительный политический курс.
Внутренний валовой продукт Латвии в третьем квартале 2024-го года, по сравнению с аналогичным периодом 2023-го, снизился на 2,4%. Такую информацию со ссылкой на быструю оценку Центрального статистического управления республики публикуют местные СМИ.
Негативное воздействие на экономику Латвии оказал спад в производящих отраслях (на 4,1%) и в сфере услуг (на 2,3%).
ВВП снизился не только в годовом измерении, но и в сравнении со вторым кварталом — на 0,4%. Общий экономический спад за девять месяцев оценивается в 0,7%, однако, судя по имеющимся тенденциям, дальше может быть еще хуже.
Как пишут местные СМИ, падение ВВП Латвии оказалось самым быстрым во всем Евросоюзе. И это с учетом того, что ситуация в ЕС в целом тяжёлая.
Эксперты отмечают, что официальной Риге лучше уже сейчас начинать корректировать бюджет на 2025 год, который верстался с учетом летних, значительно более оптимистических прогнозов.
ВВП Литвы в третьем квартале 2024-го вырос на 1,2%. Однако даже такой скромный рост выглядит достаточно странно на фоне остальных экономических показателей республики, о которых речь пойдет ниже.
Валовой внутренний продукт Эстонии в третьем квартале текущего года упал, хоть и не так резко, как латвийский, на 0,7%. Сохранилась негативная тенденция, наблюдавшаяся во втором квартале. Местные эксперты назвали такую динамику «разочаровывающей». Самый болезненный удар экономика Эстонии получила из сферы инвестиций.
Спад в ней составил 15%. Это можно смело называть катастрофой, так как происходящее — не только «недополученные деньги», но и свидетельство недоверия инвесторов к экономике республики в целом.
Это неизбежно запустит «цепную реакцию». Компания Ericsson в декабре уже отказалась от строительства нового завода в Эстонии. А это могло бы в теории оказать позитивное влияние на экономическую ситуацию в стране.
«В целом, оценивая данные по динамике ВВП за три квартала, можно сказать, что кумулятивный спад экономики в течение года составил 3,6%. Если предположить, что годовое падение составит 1% (как утверждалось в предыдущих прогнозах), то для этого экономика должна вырасти в четвертом квартале на 2,6%. Глядя на ситуацию в промышленности и строительстве, есть основания опасаться, что такого энергичного конца года все же не будет, и итоговый спад скорее составит 1,5% или даже 2%», — заявил эстонским СМИ главный экономист Bigbank Рауль Эаметс.
Объем промышленного производства в Латвии за восемь месяцев 2024-го года сократился на 1,5% по сравнению с соответствующим периодом 2023-го. Сильнее всего, на 4%, упала перерабатывающая промышленность, дающая традиционно самую высокую добавленную стоимость. На 18,4% объем промышленного производства снизился в изготовлении электрооборудования, на 9,8% автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, на 6,2% машин, установок и станков и на 2,5% в производстве напитков. Кроме того, выпуск изделий из металла упал на 12,8%, а продуктов питания — на 1,8%.
По промышленному производству Литвы уже обнародованы предварительные данные за октябрь. Его падение составило 7,5%. Об этом сообщают СМИ со ссылкой на информацию Государственного агентства данных. Сильнее всего на ситуацию повлиял спад на 82,5% в сфере изготовления фармацевтической продукции. Не очень успешным было и производство нефтепродуктов (спад 34,5%).
Данные по промышленности Эстонии опубликованы, как и по Латвии, за август. Падение этого показателя в восьмом месяце составило 6%. Спад в обрабатывающей промышленности достиг 6,4%, а в энергетике — 5,6%.
Экспорт товаров из Латвии упал за девять месяцев 2024-го года на 2,9%, а конкретно в сентябре — на 7,7%. Продажа электроприборов и электрооборудования в годовом измерении снизилась на 4,9%.
Экспорт товаров из Литвы с января по октябрь 2024 года рухнул на 6,1%. Больше всего сократился вывоз наземных транспортных средств, минерального топлива, машин и механических устройств.
Продолжает сокращаться и эстонский экспорт. В августе 2024-го он упал в годовом измерении на 1%. В частности, снизился вывоз минерального топлива и машин.
Кстати, по итогам 2023-го года, ВВП, экспорт и промышленное производство обвалились во всех трех республиках Прибалтики.
Возвращаясь к ситуации в Литве, следует отметить, что с учетом падения промпроизводства и экспорта, «экономический рост» в республике выглядит, как минимум, странным.
Не удивительно, что 63% её населения, согласно опросу Baltijos Tyrimai, негативно оценивают происходящее в стране.
Если ситуация принципиально не изменится, то рост ВВП, даже виртуальный, уже скоро сойдет на нет.
Эстония и Латвия входят в тройку стран ЕС, имеющих самый высокий темп роста государственного долга в соотношении с ВВП. А госдолг Литвы, по прогнозам экспертов, в 2027 году перевалит за отметку в 50% валового внутреннего продукта.
Эксперты рассуждают о том, что прибалтийские экономики может спасти только увеличение экспорта. Но откуда ему взяться, если ведущие государства Европы, на фоне противостояния с Россией, сами погружаются в экономический кризис и им не до Латвии или Эстонии, а отношения с РФ и РБ Рига, Вильнюс и Таллин испортили сами?
Зато политические элиты балтийских республик вовсю соревнуются в том, насколько можно поднять долю военных расходов в ВВП страны. Например, президент Литвы Гитанас Науседа заявил о планах потратить на оборону в ближайшее время 5,5% валового внутреннего продукта.
В целом, улучшение экономической ситуации в странах Балтии возможно лишь в случае восстановления прагматичных торгово-экономических отношений с РФ и РБ, однако прибалтийские элиты сохраняют конфронтационный курс, позволяющий им осваивать огромные деньги, выделяемые на военные нужды. Стратегическое социально-экономическое развитие балтийских республик их не волнует.