Когда мы только начинали искать героев для этой публикации, приходилось слышать: «Милоты не ждите». Ничего подобного! Люди, с которыми нам удалось пообщаться, и их питомцы, — невероятно милы. Их отношение не только к символам будущего года, но и к животным в целом, вызывает бесконечное восхищение.
У 12-летнего Семена Мишаева дома живет маисовый полоз по имени Товарищ. Изначально его хотели назвать Цой, но как-то не прижилось. Семен мечтал о таком питомце долгих семь лет, и в прошлом году родители, наконец, преподнесли сыну такой подарок.
Товарищ в семье Мишаевых живет под одной крышей с двумя кошками и собаками. Они появились намного раньше, но приняли полоза достаточно дружелюбно.
— Когда Семену было пять лет, мы купили двух кошек, — рассказывает Татьяна Мишаева. – Потом я отучилась на грумера и поняла, что мне нужна собака, которую можно стричь. Взяли собаку, через два года взяли вторую собаку, а на змею мы зрели семь лет. Еще у нас параллельно был попугай и аквариум палочников.
— Почему змея? Откуда такое желание? – спрашиваю.
— С садика, — говорит Семен. — Давно-давно в садике я лежал на полу на ковре и читал какую-то большую старую энциклопедию. И увидел там разновидности змей. И всё: с первого взгляда влюбился в них на всю жизнь.
С тем пор на каждый свой День рождения Семен просил у родителей змею.
— Мы покупали ему игрушку-змею на пульте управления. У него были деревянные змейки. Потом бабушка по его заказу сшила ему мягкую игрушку-змею, которая была с ним одного роста, — вспоминает Татьяна. – А он все просил, просил, просил настоящую. И мы, так как в семье змей никто не боится, стали интересоваться, искать.
Принципиальным моментом при выборе, говорит мама Семена, было то, что их питомец должен был быть неядовитым.
— Узнали, что среди небольших змей, кроме ужей, есть еще полозы, и купили именно этот вид. Полоз – это идеальный питомец, — признается Татьяна. – Он не требует особого ухода. Не шумит, проблем не доставляет. Его спокойно можно оставить одного дома, если семья уезжает в отпуск.
— А кто его будет кормить? – спрашиваю.
— Никто. Мы кормим его раз в две недели. Если нам понадобится уехать на более долгий срок, мы просто дадим ему более крупную мышку и поедем.
— Мышку?
— Да. Он питается мышками, — отвечает Семен и быстро достает из холодильника замороженных мышек в блистере.
Я в ужасе отстраняюсь: не каждый день такое увидишь. А Мишаевы давно привыкли.
— Когда у нас еще не было большого опыта, старшая дочь решила дать эту мышку Товарищу, как собаке: под носом покрутила. А он же не видит, поэтому среагировал на запах и захватил мышку вместе с ее пальцем. Прокусил. Но он не ядовитый, и не переносит никаких инфекций, поэтому не опасно было. Мы обработали ранки и всё.
— А как правильно кормить полозов?
— Надо кормить либо с пинцета, либо просто класть в террариум.
Купили Товарища Мишаевы в Кондопоге по объявлению на сайте. Их полозу на тот момент было уже четыре года. Хозяин продавал его в связи с переездом.
— Он не был привязан к прежнему хозяину?
— Нет. У них такого нет, — говорит Татьяна.
— Есть, — спорит Семен. – Я, когда подхожу к террариуму, он голову высовывает и подползает.
— У Семена на руках он чувствует себя хорошо, — соглашается Татьяна. – Он его, как шарф повесит, и идет заниматься своими делами.
— Не уползает?
— С рук не уползает. А вот с террариума два раза уползал, — рассказывает хозяин Товарища.
Однажды полоз залез в шкаф-купе и улегся промо в направляющих для дверей. Члены семьи чудом заметили его, хотя сначала не понимали, почему дверь перестала ездить.
— Еще один раз мы его за плинтусом нашли, – вспоминает Татьяна.
— Благодаря кошкам, – уточняет Семен. – Они начали нюхать плинтус, и мы догадались посмотреть под ним.
— Хорошо кошки к нему относятся?
— С интересом. Могут просто сесть пред террариумом и часа два наблюдать.
А без террариума, говорят Мишаевы, на полоза не сильно обращают внимание другие домашние животные. Будут спокойно ходить рядом, если Семен с Товарищем на шее усядется на диван.
Пока я разговариваю с Семеном, Товарищ спокойно по нему ползает. Ищет места потеплее.
— Он любит греться, — поясняет хозяин змеи.
А еще Товарищ, как и все змеи, периодически линяет. Так вот Семен хранит всю кожу, которую сбрасывает его питомец.
— Зачем она тебе? – спрашиваю.
— На память.
Семья не просто поддержала Семена в его желании завести змею, но и вообще задумалась о разведении полозов.
— Мы думали насчет того, чтобы купить девочку и заняться разведением, — говорит Татьяна.
— Что этому помешало?
— Мысль, что мы в Петрозаводске просто столько не продадим. Мы изучали эту тему. Яиц может отложиться очень много. И если создать необходимые условия, то потомство может быть большим.
Живет Товарищ в террариуме. Там у него есть два домика. Весь уход за полозом целиком на Семене.
— А вы вообще друг друга чувствуете? – интересуюсь.
— Я могу, в принципе, понять, когда он злой, и, когда его трогать не надо. Злой он, когда посидит, посмотрит и обратно уползает. А добрый, когда смотрит на тебя беспрерывно. У него вообще так рот расположен, что он как будто бы улыбается.
Приглядываюсь к товарищу. И в самом деле улыбается.
— У нас нет знакомых, кому бы понравилась идея завести змею. Все, в основном в ужасе, — смеется Татьяна.
— А вам никогда не было страшно?
— Нет. Он же хороший, добрый. Вот бабушка у нас поначалу боялась. А потом увидела его и говорит: «Ой, а он и не страшный». Да он вообще классный. Мы очень рады, что он есть в нашей семье.
Продолжение следует. Скоро расскажем, как мы познакомились с удавом Марго.