Дед Мороз под Новый год приносит праздничное настроение и подарки миллионам россиян всех возрастов. Как дедушке это удается, может ли он освоить несказочные методы и как меняется от этого сам — мы вместе с филокартистом Юрием Окишевым узнали по советским открыткам. Неожиданные эпизоды из жизни сказочного персонажа показываем в материале
«Вечерки».
Старт смотру Дедов Морозов мы даем открытками 50-х годов. Для Деда Мороза как раз наступают благоприятные времена. До 1947 года в стране даже не было выходного 1 января — какой уж тут праздник? Накрыть традиционный богатый стол при карточной системе тоже было проблематично.
Дед Мороз в исполнении художника Русакова способен засыпать ребят подарками. Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
На открытках 50-х годов Дед Мороз готов уже
засыпать ребят подарками, которые едва помещаются в безразмерный мешок. Правда, оценив ворох игрушек, не вредно взглянуть и на самого Деда Мороза. Он здорово отличается от привычных нам щеголеватых персонажей в ярко-красных шубах с белоснежной пышной оторочкой, звездами и блестками. Нагруженный подарками дедушка часто одет в скромный и весьма потрепанный тулупчик, даже не всегда красный или синий, мешок — простецкий, словно из-под картошки.
В неброском наряде персонажа есть что-то особенно трогательное и настоящее. Страна только что оправилась после войны и голода. Огромные мешки подарков — еще даже не изобилие, а мечта об изобилии. Без нее и обойтись нельзя: Новый год — это праздник, когда человек особенно хочет верить в чудеса и с надеждой смотрит в будущее.
Подарков у дедушки с избытком, но сам он наряжен небогато. Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
Советским художникам нет-нет да и приходит в голову, что доставлять огромный мешок — непростая задача для дедушки, пусть даже и сказочного.
— Посмотрите, сразу видно: старик, ему тяжело идти по сугробам, — протягивает мне открытку 1956 года Юрий Окишев.
Доставить мешок подарков через русские снега — дело не из простых. Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
Бросать дедушку в беде художники не стали. Кому-то пришло в голову поставить его на лыжи, подарить дедушке оленью упряжку, или более традиционный русский транспорт — запряженного в сани конька.
Вместе с дедушкой в путь иногда отправлялась Снегурочка, снеговик, сказочные звери-помощники. Еще один его популярный спутник — мальчишка в красной шубе. Этот малыш — не неучтенный братец Снегурочки, а популярный у советских художников молодой год.
Пока Дед Мороз или Старый год идет на лыжах, Новый год забрался в кабину самолета. Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
Молодому году вручили знамя с голубем мира. Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
Но сказочный дедушка мог получить и более своеобразного скакуна. Например, надеть упряжь с колокольчиком на медведя. Или даже запрячь в сани разношерстную лесную компанию, как на открытке 1957 года.
Остается надеяться, что лесные звери везут сани лучше лебедя, рака и щуки. Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
Запрячь волка, лису и медведя — неожиданная, но вполне сказочная затея. Однако задача советского человека, даже ребенка — не витать в облаках, а «сказку сделать былью». Разве может Дед Мороз застрять в прошлом, когда вся страна гордится своими техническими достижениями? На открытках рядом с дедушкой появляются летательные аппараты. Да и сам персонаж осваивает авиацию — для начала в привычных, сказочных формах.
Сам дедушка летит на ковре-самолете, но техника уже рядом, занимает чуть не половину картинки. Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
Ковер-самолет, соседствующий с воздушным лайнером — еще не самый своеобразный транспрот, который предложили дедушке советские художники.
Под ногами у Деда Мороза очень необычный ковер-самолет. Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
Присмотримся к летающему коврику на этой открытке — что в нем необычного? Это не коврик вовсе: по краю полосатая окантовка, в углу — резной край марки. Дед Мороз отправился в путешествие на конверте авиапочты! А везет не только подарки, но и несколько сумок с бумагами — письма или открытки.
На советских новогодних открытках много почтовых отсылок. Дед Мороз может выглянуть из конверта. А может забраться в вертолет и разбрасывать из него открытки. Ведь позвонить родным пока может не каждый. Получить под Новый год весточку и теплые пожелания от близких — не менее важно, чем коробку в цветной обертке.
Дед Мороз может и сам оседлать самолет. Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
По краю открытки — знакомая полосатая рамка авиапочты. Почтовая авиация доставляет карточки с поздравлениями — нельзя ли сказать, что она и привозит праздник? Тогда не стоит удивляться, что Дед Мороз решил оседлать самолет.
Это открытка 1981 года, но Дед Мороз сел за руль авто намного раньше. Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
Дед Мороз может устроиться за рулем разных автомобилей. На этот раз ему выдали почтовую машину. Советская почта с особым удовольствием напоминает, что счастливый праздник — в значительной мере ее заслуга. Нельзя сказать, будто это совсем не так: письма и открытки позволяли почувствовать Новый год как общий праздник для всей огромной страны.
В сравнении с таким скакуном даже медвежья упряжка не слишком удивляет. Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
Поразительные открытки начали выпускать после 1961 года, когда человечество вышло в космос. Сказочному дедушке пришлось ни много ни мало запрячь гагаринскую ракету «Восток». Сейчас подобные открытки могут показаться немного странными. Неужели Дед Мороз не может остаться сказочным персонажем, без машин, самолетов и ракет?
Возможно, в картинках есть доля хвастовства: нельзя же не напомнить людям, что страна вырвалась за пределы планеты? Тем более, что открытки проходят художественную комиссию и до их создателей можно донести, какие образы нужны партии.
Но едва ли техника захватывает открытки по обязанности. Первый полет человека в космос никого не оставил равнодушным. Для детей космонавтика стала настоящей мечтой. Если Новый год — праздник чудес, то космический корабль в этот период подходит ему нисколько не меньше, чем Дед Мороз.
Если на открытке можно отметить ракету — почему нельзя ледокол? Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
На очередной карточке — пробивающийся сквозь льды корабль. Новый способ добраться с крайнего севера дедушке предложили не случайно.
— В 1972 году построили ледокол Арктика, флагман ледокольного флота. И в тот же период выпустили открытки, — подсказывает Юрий Окишев.
Повод для гордости серьезный: Арктика — второй в мире атомный ледокол и первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. Хотя корабль спустили на воду в 1972, до 1974 года его только испытывали, а государственный флаг на судне подняли в 1975. Достигнуть полюса Арктика смогла в 1977, а открытка выпущена даже с небольшим отставанием — в 1979.
Если Дед Мороз освоил самолеты и вертолеты, можно и спускаться на землю самым быстрым способом Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
Осваивая технику, Дед Мороз и сам заметно молодеет. Вскоре ему уже ничего не стоит десантироваться из самолета вместе с мешком подарков.
К холодам и тяжелым условиям персонажу не привыкать, но аэросани в пути не помешают. Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
Бородатый, но изрядно помолодевший и бодрый Дед Мороз может не только появляться рядом с техникой, но и сесть за руль, чтобы отвезти открытки и подарки. А по надписям на мешке можно определить, куда персонаж направляется. На этой открытке 1977 года он должен поздравить комсомольцев, работающих на постройке Байкало-Амурской магистрали.
На этой карточке — и упоминание БАМа, и почтовая символика, и очень бодрый дедушка. Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
На новогодних открытках много «новостей» из реальной жизни: здесь появляются ракеты и спутники, самолеты и ледоколы, космические станции и олимпийский мишка. Но следующий персонаж — все-таки немалая неожиданность. Как насчет челябинского Орленка?
А как попал в число новогодних символов Орленок? Скан-копия из коллекции Юрия Окишева
Конечно, эта открытка выпущена в нашем городе.
— 29 октября было 40 лет комсомолу и установили памятник Орленку на Алом поле. А через месяц пединститут выпустил такую открытку-приглашение, — объясняет Юрий Константинович. — Тираж небольшой: тысяча экземпляров.
Появление нового памятника в одном из любимых скверов города — важный момент для Челябинска: сейчас мы уже не может представить Алое Поле без Орленка. Не удивительно, что событие нашло отражение на местной новогодней открытке, как ледокол — на карточке массового выпуска.
Советские новогодние открытки - очень разные: на них
есть место пропаганде труда и вере в чудо, новейшим техническим достижениям и беззаботной атмосфере детства. Но главное в них - теплая атмосфера праздника, которая нужна людям сейчас так же, как 50 или 70 лет назад.