Когда Джерри было 16 месяцев, он утонул. Его сердце было пересажено Картеру, 7-месячному мальчику с врождённым пороком сердца. Спустя годы, когда мать Джерри, врач и по натуре «прирождённый скептик», познакомилась с Картером, она была поражена сходством со своим сыном.
«Картеру 6 лет, — заметила она, — но он говорил на детском языке Джерри и играл с моим носом точно так же, как Джерри».
Мать Картера также стала свидетелем необычного поведения своего сына после пересадки сердца.
«Я видела, как Картер подошёл к ней, — сказала она, имея в виду мать Джерри. — Он никогда так не делал. Он очень, очень застенчив, но он пошёл к ней так же, как бежал ко мне, когда был маленьким. Когда он прошептал „Всё хорошо, мама“, я не выдержала. Он назвал её мамой».
Ещё более удивительной была реакция Картера на отца Джерри.
«Когда мы вместе пришли в церковь, Картер никогда не был знаком с отцом Джерри, — объяснила она. — Мы пришли поздно, и отец Джерри сидел с группой людей в центре прихожан. Картер отпустил мою руку и побежал прямо к этому человеку. Он забрался к нему на колени, обнял его и сказал: „Папа“. Мы были потрясены. Как он мог его знать? Почему он назвал его папой?»
Случай Картера поднимает удивительный вопрос о природе сознания: Ограничено ли оно мозгом? Большой перечень медицинских исследований свидетельствует об обратном, указывая на то, что сознание может распространяться на другие органы, такие как сердце, и даже выходить за пределы тела в особых лиминальных (переходных) состояниях между жизнью и смертью.
Пол Пирсолл, клинический нейропсихолог из Гавайского университета, а также Гэри Шварц и Линда Рассек с факультетов психологии и медицины Аризонского университета в Тусоне впервые задокументировали случаи Джерри и Картера.
В основу их исследования легли более 74 случаев пересадки органов, включая 23 случая пересадки сердца, которые попали в поле зрения Пирсолла в течение 10 лет. Он обнаружил, что реципиенты органов иногда перенимают черты доноров, включая предпочтения, эмоции, личностные характеристики, воспоминания и даже аспекты идентичности. Пирсолл провёл тщательное исследование, включающее интервью с реципиентами трансплантатов, их социальным окружением и близкими людьми доноров.
Исследователи подробно описали основные наблюдения из 10 пар случаев, в которых пациенты делились своим опытом изменения личности после трансплантации органов, в том числе случай «Даниэль».
Даниэль, 18-летняя девушка, получила трансплантат сердца от 18-летнего юноши по имени Пол. До пересадки у Даниэль не было музыкальных наклонностей. Однако после того как она получила сердце Пола, она прониклась глубокой любовью к музыке и почувствовала сильное желание играть на гитаре — том же инструменте, на котором играл Пол.
Когда Даниэль познакомилась с семьёй Пола, она сообщила, что чувствует важную связь, заявив:
«Я знала его [Пола] непосредственно».
Ещё один яркий случай связан с Клэр Сильвией, которая написала книгу «Перемена сердца», мемуары о своих переживаниях после пересадки сердца. Она рассказала, что после пересадки у неё появилась неожиданная тяга к еде. Будучи по её словам «танцовщицей, заботящейся о своём здоровье», Сильвия внезапно испытала «неконтролируемое желание» съесть куриные наггетсы, которые раньше ей не нравились. Позже выяснилось, что эта тяга совпадает с предпочтениями её донора.
В ретроспективном исследовании, опубликованном в 1992 году, сообщалось, что среди 47 австралийских пациентов, перенёсших трансплантацию, у шести процентов наблюдались явные изменения личности в результате получения нового сердца.
В ходе перекрёстного исследования, проведённого в 2024 году, изучались изменения личности 23 реципиентов, перенёсших трансплантацию сердца, по сравнению с 24 реципиентами других органов, в том числе почек, лёгких и печени. Исследование показало, что у 89% реципиентов органов произошли изменения личности, хотя авторы не соотнесли эти изменения с чертами характера их донора.
Результаты показали, что у 47,8% реципиентов сердца наблюдалось не менее четырёх значительных изменений личности, в отличие от 25% реципиентов других органов.
Сообщалось об изменениях в характере, включая участие в спортивных мероприятиях или их просмотр, изменениях в темпераменте и предпочтениях в еде.
В разных исследованиях сообщается о разных результатах, что может быть связано с различиями в дизайне и методологии исследований. Следует отметить, что в некоторых исследованиях изменения личности после трансплантации отсутствуют.
Доктор Митчелл Б. Лестер, доцент кафедры психиатрии медицинского факультета Университета Колорадо, предположил, что при пересадке сердца сознание донора или воспоминания, хранящиеся в органе, могут быть переданы реципиенту.
Он отметил, что реципиенты могут перенять черты личности своих доноров через клеточную память, которую он разделил на шесть типов: эпигенетическую, ДНК, РНК, белковую память, сердечные нервы и электромагнитную энергию.
Анатомически нервная система сердца имеет поразительное сходство с мозгом. Обе системы обладают сложной структурой, имеют схожие нейромедиаторы и демонстрируют способность к адаптации с течением времени. Из-за этих параллелей сердце часто называют сердечным мозгом.
В традиционной китайской медицине, история которой насчитывает 5 тыс. лет, есть похожая пословица: «Сердце управляет разумом и духом», что говорит о том, что наше сердце — это часть нашего сознания.
Существуют и другие объяснения изменений личности, такие как действие иммунодепрессантов, стресс, вызванный операцией, и статистические совпадения. Эти альтернативные объяснения могут объяснить некоторые случаи, но их недостаточно для объяснения случаев, когда доноры и реципиенты имели высокий уровень сходства.
Доктор Эбен Александер, бывший нейрохирург и профессор Гарвардской медицинской школы, заявил в интервью The Epoch Times:
«Рассматривать это как „сердечное сознание“ вполне логично».
Он добавил, что ограничение сознания только сердцем или мозгом может не дать полной картины. Органы служат скорее «приёмопередатчиком, фильтром, — сказал он. — Наше физическое тело лишь способ проявления этого сознания».
Точка зрения Александера перекликается с мнением доктора Ларри Досси, бывшего руководителя персонала больницы Medical City Dallas, который предполагает, что наше сознание не локально — оно не ограничено определёнными местами, такими как сердце или мозг.
Однако, когда ни сердце, ни мозг не функционируют, сознание всё равно может существовать.
Один из убедительных случаев, о котором рассказал бывший кардиолог доктор Майкл Сабом, связан с 35-летней Пэм Рейнольдс (псевдоним), которая перенесла операцию на мозге по поводу аневризмы. Чтобы обеспечить успех операции, из её мозга была удалена вся кровь, и даже сердце перестало биться.
Во время операции на ЭЭГ не было никаких волн, а ствол мозга не проявлял никакой активности. Кроме того, она находилась под глубокой анестезией, а температура её тела была снижена до 16 °C. По всем клиническим определениям, она была полностью без сознания.
Однако, как позже рассказывалось в книге Сабома «Свет и смерть», вскоре после начала операции Пэм услышала жужжание и почувствовала, будто покинула своё тело, в итоге она наблюдала за операцией с более высокой точки обзора, как будто сидела на плече хирурга.
После операции она рассказала несколько ярких подробностей. Она точно описала инструменты нейрохирурга, которыми он вскрывал её череп, и смогла пересказать разговоры медицинского персонала. Она утверждала, что слышала песню «Отель Калифорния», несмотря на то, что в её уши было вставлено 100-децибельное устройство, в результате чего мозговая активность полностью отсутствовала. Все её наблюдения были позже подтверждены медицинским персоналом.
Доктор Пим ван Ломмель, голландский кардиолог, сообщил о другом случае в Нидерландах в журнале The Lancet в 2001 году.
У 44-летнего мужчины произошла остановка сердца, и он впал в кому. Во время реанимации медсестра сняла с пациента зубные протезы и положила их на стоящую рядом тележку. Спустя несколько часов медики успешно запустили сердце мужчины.
Прошла неделя, прежде чем пациент полностью пришёл в сознание. Лёжа на больничной койке, он заметил, что сотрудники что-то ищут. Ко всеобщему изумлению, он вдруг сказал: «Она знает, где мои зубные протезы», указав на одну из медсестёр. Он точно помнил, что протезы были положены в выдвижной ящик под тележкой.
Об этих явлениях, известных как «околосмертные переживания», или NDE, рассказывают люди, пережившие яркий опыт в моменты клинической смерти или крайней опасности.
Доктор Сэм Парниа и его коллеги изучили 2060 случаев остановки сердца и обнаружили, что у 9% пациентов сознание оставалось активным даже после остановки сердца. Почти каждый десятый человек пережил NDE, что говорит о том, что это явление не является редким.
Аналогичным образом ван Ломмель сообщил, что 18% из 344 пациентов, которым была оказана реанимационная помощь после остановки сердца, сообщили о ярких переживаниях.
Общим аспектом околосмертных переживаний является ощущение «отделения сознания от физического тела», часто называемое «внетелесным опытом». О таких случаях сообщили 13% людей, переживших околосмертный опыт, в исследовании Парниа и 24% в исследовании ван Ломмеля, посвящённом NDE.
Эти люди описывают, как они плавают вне своего тела и наблюдают детали своего окружения, многие из которых могут быть независимо подтверждены медицинским персоналом, как, например, в случае с Пэм.
Дженис Холден, чьим основным направлением исследований является консультирование по поводу последствий околосмертных переживаний, общения после смерти и других трансперсональных переживаний, провела интервью с 93 пациентами, пережившими околосмертный опыт. Она попросила участников описать свои наблюдения за событиями, которые происходили вокруг них. Позже сотрудники больницы проверили точность этих наблюдений.
Результаты показали, что 92,5% наблюдений были абсолютно точными, то есть совпадали с реальными событиями, подтверждёнными персоналом больницы. Кроме того, 6,5% наблюдений были почти точными, что означало, что, хотя они были в основном правильными, в них были небольшие расхождения. Только 1,1% наблюдений были признаны неточными, что было отнесено к одному пациенту в исследовании.
Доктор Джеффри Лонг, практикующий радиационный онколог из Кентукки, изучал NDE в течение 25 лет. В своей книге «Доказательства загробной жизни: Наука о предсмертных переживаниях» Лонг описал исследование 617 человек, переживших предсмертные ощущения, из которых 46,5% рассказали о внетелесных переживаниях. Среди этих людей 97,6% наблюдений были подтверждены как реальные.
«Когда они рассказывают о том, что видели, когда пришли в себя после угрожающего их жизни события, это, по сути, всегда точно, вплоть до мельчайших деталей». Как рассказал Лонг в интервью The Epoch Times, он изучил более 4 тыс. случаев NDE.
По его словам, сходство, последовательность и точность, наблюдаемые в околосмертных переживаниях, должны побудить нас считать эти исследования и явления законными научными изысканиями.
В своей книге Сабом заявил, что изначально скептически относился к NDE. Он даже задался целью опровергнуть их. Однако после нескольких лет интенсивных исследований его точка зрения изменилась.
Наука в своей основе опирается на принцип, согласно которому реальность устанавливается посредством повторяющихся, поддающихся проверке наблюдений. Учитывая тысячи зарегистрированных случаев, NDE заслуживают серьёзного научного рассмотрения.
Помимо внетелесных переживаний, известные медицинские журналы и врачи сообщают о случаях, когда люди путешествовали за пределы существующего физического мира.
В исследовании ван Ломмеля 29% людей, переживших NDE, сообщили, что их сознание путешествовало в альтернативные измерения и возвращалось оттуда с яркими впечатлениями. В то же время 7% испытуемых в исследовании Парниа сообщили, что им показалось, что они попали в какой-то другой неземной мир.
Карьера Александера насчитывает более 25 лет работы в качестве нейрохирурга, из которых 15 лет он провёл в Бостонской женской и детской больницах, а также в Гарвардской медицинской школе в Бостоне.
Ранним утром 10 ноября 2008 года Александер впал в глубокую кому из-за редкого бактериального менингита. Врачи сказали ему, что «шансы на выживание составляют всего 2%, а шансов на выздоровление нет», — рассказал он в интервью The Epoch Times.
Хотя его состояние быстро ухудшалось, он очнулся через семь дней.
В течение недели, пока он находился в коме и жизнь его угасала, Александер пережил чрезвычайно яркий опыт. По его воспоминаниям, он почувствовал себя возродившимся в виде примитивной, липкой субстанции, а затем оседлал крыло бабочки, унёсшей его в царство «совершенно иной вечной природы за пределами Земли», сказал он.
В мире, который он увидел, были огромные облака розовых и белых, прозрачных, мерцающих существ, которые двигались по дуге по небу, оставляя радужные полосы, рассказал он The Epoch Times. В своей книге «Доказательство рая: Путешествие нейрохирурга в загробную жизнь» Александер интерпретирует этот мир как рай. Он также описал ощущение любви Бога и присутствие ангелов.
Доктор Мэри К. Нил, хирург-ортопед из Университета Южной Калифорнии, рассказала о подобном опыте в своей книге «На небеса и обратно».
В 1999 году во время несчастного случая на байдарке Нил утонула, и её сознание словно покинуло тело, попав в царство света. Там она встретилась с духовными существами и прошла через обзор её жизни.
В «Руководстве и стандартах по изучению смерти и вспоминаемого опыта смерти» доктора Сэма Парниа и группы медицинских экспертов, включая неврологов, специалистов по реанимации, психиатров и психологов из Гарвардского университета, Университета Бэйлора, Калифорнийского университета в Риверсайде и Университета Вирджинии, резюмируется, что NDE следуют поразительно похожим друг на друга схемам.
Многие учёные предложили и другие объяснения этих переживаний, о чём подробно рассказывалось в предыдущей статье.
И операция по пересадке сердца, и NDE наводят на мысль о поразительной изменчивости сознания. Человеческое сознание, вероятно, является свободной сущностью, перемещающейся в нашем теле. Оно может перемещаться в сердце, выходить за пределы тела и даже путешествовать в другие измерения, незаметные для человеческого глаза.
«Это похоже на радугу: вы можете видеть, что она существует, но не можете потрогать её», — заявил в интервью The Epoch Times доктор Питер Уоллинг из Медицинского центра Университета Бэйлора.
Лонг поделился, что если бы люди действительно поняли подавляющее число доказательств существования сознания, независимого от тела, «то очень легко принять, что мы буквально вечные существа, которые имеют земное, физическое существование, но наша большая реальность — нефизическая, и в ней находится нефизическое сознание».
Независимо от того, куда может путешествовать сознание, у него должно быть начало — отправная точка.
Мнения, высказанные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают точку зрения The Epoch Times.