PrSM — это дальнобойная высокоточная ракета нового поколения, обладающая «критически важными возможностями для атаки, нейтрализации, подавления и уничтожения целей», а также способствующая успешному выполнению задач в ходе совместных операций во всех областях.
В четверг вечером 12 декабря армия США опубликовала два заявления: «армия провела испытания обычной гиперзвуковой ракеты, созданной в сотрудничестве с ВМС», а также -
«успешно запустила пару ракет Precision Strike Missile (PrSM) Increment 1 с пусковой установки HIMARS».
Обе системы соответствуют приоритетам армии по увеличению дальности пуска, что считается жизненно важным американскими военными в любом конфликте с Китаем, учитывая пресловутую «тиранию расстояний», которую повлечет за собой любой тихоокеанский конфликт.
Тестовый пуск LRHW проводился на стартовой площадке на мысе Канаверал, штат Флорида. Согласно заявлению Пентагона, это «второе успешное сквозное летное испытание All Up Round (AUR) в этом году и первое боевое испытание системы гиперзвукового
оружия большой дальности с использованием центра управления батареями и пусковой установки транспортера-эректора».
Армия и
флот сотрудничают в области гиперзвукового оружия большой дальности, которое может быть запущено с суши или моря. Военные по всему миру соревнуются в разработке гиперзвукового оружия, которое, по крайней мере на бумаге, сочетает в себе высокую скорость с маневренностью, что должно позволить оружию избегать противовоздушной обороны.
Между тем, пуск ракеты PrSM, который состоялся в среду, 11 декабря, на ракетном полигоне Уайт-Сэндс в Нью-Мексико, был признан успешным: армия заявила , что боеприпас поразил «четыре имитированные цели типа «вертушка» в районе размещения вертолетов».
MGM-190A PrSM Increment 1, производится компанией Lockheed Martin, должна заменить устаревшую тактическую баллистическую ракету MGM – 140 ATACMS армии, увеличив дальность пуска до 500 километров. Ракета MGM-190A PrSM полная длина – 4030 мм, диаметр миделя ракеты – 430 мм против 610 мм у старой ракеты MGM – 140 ATACMS. Боевая часть весит 91 кг против 227 кг у MGM-140. Когда несколько лет назад впервые увидел ТТХ ракеты, резанули глаз эти 91 кг.
W76 — термоядерное ЯЗУ, разработана Лос-Аламосской национальной лабораторией специально для боевых блоков Mk4 БРПЛ UGM-96 Trident I, впоследствии перенесенная на UGM-133 Trident II. Первый вариант «физпакета», W76 mod 0 ( W76-0 ), производился с 1978 по 1987 год, всего изготовлено 3400 единиц. Программа продления жизненного цикла (LEP) для 800 боеголовок была одобрена правительством США в 2000 году, а затем программу увеличили до 2000 единиц, но увеличенная программа так и не была реализована. Целью программы LEP было продление срока службы на 20 лет и добавление новых функций безопасности.
W76-1
Модернизация до версии W76-1 началась в сентябре 2008 года, предусматривала прежде всего восстановительный ремонт первичных модулей SCUA 9 (цифра 9 означает вес плутониевого ядра в фунтах — чуть более 4 кг). Ремонту и модификации подверглись и боевые блоки Mk4 до уровня Mk4А. Боеголовка W-76-1/Mk4А в сборе весит 164 кг (362,5 фунта), боевой блок представляет собой конус черного цвета (композитное покрытие на основе графита и эпоксидной смолы) диаметром основания 400 мм, высотой 1520 мм. ЯЗУ геометрической формы — усечённый конус, диаметром нижнего основания 300 мм, высотой 720 мм, весит 91,4 кг. Просто идеально подходит в качестве СБЧ для ракеты MGM-190A PrSM, думаю, это не просто так.
Национальное управление ядерной безопасности завершило обновление всех боеголовок W76-0 до версии W76-1 в декабре 2018 года. 2600 старых, немодернизированных боеголовок W-76-0/Mk-4 бережно хранятся в разобранном виде (корпус боевого блока Mk-4 и блок автоматики отдельно, «физпакеты» W76 отдельно) на складах Министерства энергетики в «пассивном резерве». Никаких документальных подтверждений о том, что «физпакеты» утилизированы или готовятся к утилизации, нет.
Каждая американская ПЛАРБ может нести до 20 баллистических ракет морского базирования (БРПЛ) Trident II D5. 14 ПЛАРБ потенциально могут нести 280 БРПЛ. С 2017 года ВМС заменяют исходный вариант БРПЛ Trident II D5 модернизированной версией с продленным сроком службы, известной как Trident II D5LE. Согласно бюджетным документам на 2024 финансовый год, ракета Trident II D5LE также «добавила способность поражения высокозащищённых целей и увеличила свою полезную нагрузку до максимального уровня возможностей БРПЛ Trident», тем самым позволяя «достичь выполнения миссии с меньшим количеством подводных лодок». Вероятно, имеется в виду увеличение забрасываемого веса ракеты до её предельных расчетных параметров, т. е. до более 10 000 фунтов (4 840 кг).
Каждая БРПЛ «Трайдент-2» теоретически может нести до восьми ядерных боеголовок, но обычно они несут четыре или пять боеголовок при загрузке 90 боеголовок на подводную лодку. Считается, что полезная нагрузка различных ракет на подводной лодке значительно различается, чтобы обеспечить максимальную гибкость наведения, но будто бы все развернутые подводные лодки несут одну и ту же комбинацию. Обычно на действующих ПЛАРБ развернуто 1080 боеголовок, хотя это число может быть меньше из-за технического обслуживания отдельных подводных лодок.
В отсутствие договорных ограничений (СНВ-3) Соединенные Штаты могли бы также загрузить каждую из своих развернутых БРПЛ «Трайдент-2» с полным комплектом из восьми боеголовок W-88/Mk-5 (забрасываемый вес – 4 840 кг) или до 12 боеголовок W-76/Mk-4 (4 180 кг), а в настоящее время ракеты несут от четырех до пяти боеголовок, либо 5 боеголовок W-76-1/Mk-4А, либо 4 боеголовки W-88 Alt 370/Mk-5А, или 2 W-76-1/Mk-4А + 2 W-88 Alt 370/Mk-5А.
Реально на каждой ПЛАРБ типа «Огайо» 10 ракет несут по 5 боеголовок и 10 ракет несут по 4 боеголовки, в сумме не более 90 боеголовок смешанного типа W-76-1/Mk-4А и W-88/Mk-5А. На части ракет размещено по две или четыре «тактические» боеголовки W-76-2/Mk-4А. Восьмисот модернизированных боеголовок W-76-1/Mk-4А флоту «хватает за глаза», часть из них (100 единиц) складированы на базе ВМС «Бангор». Реально флот использует 700 боеголовок W-76-1/Mk-4А мощностью по 90 кт, 380 боеголовок W-88 Alt 370/Mk-5А (475 кт) и 24 боеголовки W-76-2/Mk-4А мощностью в 5–7 килотонн.
В рамках усилий по увеличению дальности ракетного оружия армии США планируется использовать новую ракету PrSM-Increment 1 для поражения целей на близком (до 500 км) расстоянии, а гиперзвуковое оружие — на более дальних дистанциях. Новая ракетная система Typhon Mid-Range Capability, развернутая на Филиппинах в этом году, будет использоваться для целей на средних дальностях (до 1600 км).
Но армия также надеется разработать несколько версий ракеты PrSM в будущем. Increment 2 находится в стадии разработки с многорежимной головкой самонаведения, известной как головка самонаведения противокорабельной ракеты наземного базирования (LBASM), а PrSM Increment 3 — с полезной нагрузкой «повышенной летальности».
Армия также привлекла команды инженеров Lockheed Martin и Raytheon Technologies-Northrop Grumman для работы над конкурирующими проектами PrSM Increment 4, которые могут летать на расстояние более 1000 километров, что, возможно, вдвое превышает дальность текущей версии. Несколько недель назад служба заявила, что рассматривает Increment 5 для автономной пусковой установки, которая сможет поражать цели на расстоянии более 1000 километров.
Гиперзвуковая ракета LRHW покидает контейнер транспортно-пусковой установки на стартовой позиции станции космических войск на мысе Канаверал, Флорида.
12 декабря 2024 года состоялось второе «успешное сквозное испытание» LRHW (гиперзвукового оружия большой дальности), ракета была запущена со стартовой площадки боевой станции Космических сил на мысе Канаверал во Флориде. Это второе испытание «AUR (All Up Round)» с «боевой стрельбой» также стало первым случаем пуска LRHW с «работающей на батарейках» TEL (штатной транспортно-пусковой установки), что обусловлено необходимостью мобильности и отработки сценариев «стреляй и убегай» перед лицом равноценных противников (видимо, имеются в виду Россия и Китай).
Первое испытание с боевым пуском ракеты состоялось 28 июня 2024 года, в ходе того, что Министерство обороны также описало как «полное летное испытание» гиперзвуковой ракеты с Тихоокеанского ракетного полигона в Кауаи, Гавайи. «Испытание предоставило данные о сквозных характеристиках Conventional Prompt Strike и Long Range Hypersonic Weapon All Up Round» и «ознаменовало шаг вперед» для программ».
Это второе испытание MGM-51A LRHW (Long-Range Hypersonic Weapon), также известное как Dark Eagle, следует за его дебютом в двухгодичных учениях армии США Resolute Hunter, которые проводились с 25 по 27 июня 2024 года на объединенной базе Льюис-Маккорд, штат Вашингтон. До этого, 10 июля, Белый дом объявил о развертывании в Германии двух батарей MDTF, включающих четыре ракеты, к 2026 году. За этим последовало участие батареи, вооружённой LRHW, в Bamboo Eagle, восьмидневных совместных учениях под руководством Центра боевых действий ВВС США, охватывающих различные места по всей территории Соединенных Штатов, с 2 по 10 августа 2024 года.
Армия США и ВМС США совместно работают над оружием, поскольку обе системы по сути идентичны: единая ракета и управляемый боевой блок C-HGB (Common-Hypersonic Glide Body). C-HGB состоит из корпуса, осколочно-фугасной БЧ, системы наведения, кабелей и теплового защитного экрана.
БРСД MGM-51A LRHW – универсальная твердотопливная БРСД, оснащенная универсальным маневрирующим боевым блоком с гиперзвуковой скоростью полета Common Hypersonic Glide Body (C-HGB) в модификации Block 1, теоретически способной развивать скорость более 3800 миль в час (6080 км в час). На единственном тестовом пуске, проведенном 19 марта 2020 года, боевой блок C-HGB достиг скорости 8,2 Маха (2460 м/с). Дальность пуска на испытаниях составила 1725 миль (2775 километров).
В серийной ракете LRHW будет использоваться двухступенчатый твердотопливный ракетоноситель AUR, длина двух ступеней и БЧ в сумме должна составить 10,44 метра, диаметр корпуса – 887 миллиметров. Стартовый вес – 16 300 фунтов (7400 килограммов), и её главная особенность – отделяемый управляемый гиперзвуковой боевой блок C-HGB. Расчётный вес боевого блока C-HGB – 800 фунтов (360 килограммов), из них половина – 400 фунтов (180 кг) – это вес БЧ. Габариты отсека БЧ и его грузовместимость позволяют разместить любой из имеющихся у американцев «физпакет», к примеру, идеально подходит W-88, который без корпуса боевого блока Mk5, т. е. «голый», весит как раз 180 кг.
Версия гиперзвукового оружия MGM-51A ВМС США получила наименование UGM-51A CPS (Conventional Prompt Strike). Принятие единой гиперзвуковой ракеты и «совместных возможностей испытаний» армейским RCCTO (Rapid Capabilities and Critical Technologies Office) и военно-морским SSP (Strategic Systems Programs) позволяют провести испытания в «более агрессивные сроки поставки» и даёт значительную «экономию средств». На ПЛАРБ типа «Огайо» часть БРПЛ может быть заменена на пусковые модули VPM, который выполнен в габаритах БРПЛ «Трайдент-2» и вмещает в себя четыре ракеты UGM-51A CPS. Т.е. лодка может нести в одном или нескольких пусковых стаканах вместо одной БРПЛ UGM-133 Trident II с четырьмя боеголовками W-88/Mk5A пусковой модуль VPM с четырьмя ракетами UGM-51A CPS, оснащенными по одному «физпакету» W-88 в моноблочном варианте. Суммарный ядерный потенциал каждой ПЛАРБ не изменится.
Последний тест
RCCTO и SSP теперь будут использовать данные испытаний для поддержки первого армейского оперативного развертывания и морского базирования ВМС. Официально опубликованное изображение показало полную длину ракеты в форме карандаша, с гиперзвуковым планирующим корпусом, возможно, заключенным в носовой конус, который, предположительно, разделяется после того, как ракета достигает определенного расстояния.
Неизвестно, был ли планирующий корпус выпущен в ходе этого боевого выстрела, поразил ли он цель или использовался для испытания ракеты-носителя. Оружие считается гиперзвуковой ракетой, когда его скорость превышает 5 Махов. Во время учений Resolute Hunter и Bamboo Eagle прицеп LRHW TEL был прикреплен к HEMTT (Heavy Expanded Mobility Tactical Truck).
«Это испытание основано на нескольких летных испытаниях, в ходе которых Common Hypersonic Glide Body достиг гиперзвуковой скорости на целевых расстояниях, и демонстрирует, что мы можем передать эту возможность в руки бойцов»,
— цитирует пресс-релиз Министерства обороны министр армии Кристин Вормут.
Министр ВМС Карлос дель Торо тем временем заявил, что они «будут продвигаться вперед, чтобы интегрировать» CPS в «надводный и подводный флот» ВМС. Это важное открытие, поскольку оно подразумевает, что ПЛАРК (атомные подводные лодки с управляемыми ракетами) и ПЛАРБ (атомные подводные лодки с баллистическими ракетами) ВМС США также могут нести CPS.
Следует также отметить, что это испытание состоялось после того, как на прошлой неделе проблемный USS Zumwalt вернулся на воду после 14 месяцев ремонта, в ходе которого его оригинальная и дорогостоящая 155-мм AGS (Advanced Gun System) была заменена пусковыми установками для запуска гиперзвуковых ракет средней дальности IRCPS (Intermediate-Range Conventional Prompt Strike), сообщает The War Zone.
LRHW и многопрофильная целевая группа
LRHW, PrSM (Precision Strike Missile) компании Lockheed Martin является одним из компонентов MDTF (Multi-Domain Task Force) армии США. LRHW, также известная как Dark Eagle, и PrSM могут достигать дальности 2776 км и 400-500 км соответственно. Другим компонентом является система MRC (Mid-Range Capabilities) Typhon, включающая ракету SM-6 (Standard Missile-6), доработанную для ударов по наземным и надводным целям, и Tomahawk LACM (Land-Attack Cruise Missile). Обе имеют дальность более 1500 км.
«ВМС США заключили с Lockheed Martin контракт на интеграцию системы оружия Conventional Prompt Strike (CPS) на эсминцы класса Zumwalt. CPS — гиперзвуковое ракетное оружие, которое обеспечивает полет на большую дальность со скоростью более 5 Махов», — Райан Чан.
По данным Defense News, армия создала 2-й дивизион MDTF в Европе в 2021 году. Два других ракетных дивизиона MDTF базируются на Индо-Тихоокеанском театре военных действий, и планируется создать еще два, чтобы в общей сложности было пять ракетных дивизионов MDTF. Три дивизиона MDTF будут сосредоточены на операциях в Тихом океане, один в Европе и один будет базироваться в Форт-Либерти, Северная Каролина, все они способны к быстрому развертыванию в любом месте, где это необходимо. Тем временем 2-й дивизион MDTF успешно развернул свои ПУ MRC в северной части провинции Лусон на Филиппинах 11 апреля 2024 года.
Истребитель ВВС США F-15 пролетает мимо тяжелого тактического грузовика повышенной мобильности и одной из пусковых установок гиперзвукового оружия большой дальности, приписанных к батарее Bravo 3-го полевого
артиллерийского дивизиона дальнего действия 1-й многопрофильной оперативной группы, участвующей в учениях Bamboo Eagle 24-3 на авиабазе Неллис, штат Невада, 2 августа 2024 года.
Заявление представителя армии США в августовском номере журнала Bamboo Eagle обозначило «первый случай интеграции наземных огневых средств службы в учения под руководством ВВС США», — говорится в пресс-релизе. Bamboo Eagle 24-3 «обеспечил» операции «в новой и сложной обстановке». «Несмотря на экстремальную жару, батарея продемонстрировала свою способность проводить непрерывные операции в течение длительного периода». В течение восьми дней подразделение «поддерживало высокий уровень готовности и оперативного темпа, участвуя в каждой итерации импульса и достигая нового уровня общей интеграции сил. 1 MDTF играет жизненно важную роль в синхронизации дальних точных огней, наложенных на дальние точные эффекты, для создания множественных дилемм и нейтрализации сетей противника по ограничению доступа и зоны.»
Выводы: американцы всерьёз и вплотную занялись модернизацией своего стратегического и нестратегического ядерного арсенала.