«Голубой огонек» всегда был неизменным спутником советского, а затем и российского зрителя во время новогодних праздников. По телевизору можно было услышать полюбившиеся хиты, увидеть оригинальные эстрадные номера и встретить известных людей (военных, космонавтов, ученых) в самых необычных амплуа. Однако со временем культовый статус «Огонька» был безвозвратно утерян. Почему это произошло? Разбираемся в нашем материале.
«Голубые огоньки» всегда вызывали у телезрителей ощущение праздника: улыбающиеся знаменитости, бокалы с шампанским, шуточные поздравления, хлопушки и мишура. Это одна из первых ассоциаций наряду с елкой, мандаринами и традиционным обращением под бой курантов. По этому же принципу построена первая знаменитейшая кинокомедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956). Аналоги передачи существуют по всему миру, но именно такой формат уже входит в культурный код как современного, так и, в первую очередь, советского зрителя. Это так называемая «изобретенная традиция», которая призвана объединить всех зрителей перед голубыми экранами за новогодним столом.
В чем же состояла формула успеха советского «Голубого огонька»? Во-первых, сказывался дефицит развлекательного контента. В то время, когда «Место встречи изменить нельзя» или заграничный «Спрут» собирали буквально всех возле экрана, новогодняя передача и созданная ей праздничная атмосфера воспринимались настоящим событием. В наше время, напротив, мы часто сталкиваемся с параличом выбора в изобилии развлечений на любой вкус и цвет.
Во-вторых, в подобных шоу зрителей привлекает эффект узнавания: приятно увидеть знакомые лица и услышать полюбившиеся песни. Основная черта подобных передач — искренность, создание атмосфера уюта и дружеской посиделки с самыми родными людьми. Именно по такой форме чаще всего ностальгируют даже современные зрители, что подтверждает обилие стилизаций. Например, проект от «РБК Стиль» с Александром Гудковым «Праздничный эфир на сиреневой луне» или «Ciao, 2020» и «Ciao, 2021» от программы «Вечерний Ургант». Обе стилизации используют знакомые с детства образы, современные артисты перевоплощаются в костюмы своих родителей и исполняют песни их молодости. В итоге получается качественный продукт, который вызывает подключение у зрителей именно за счет чувства узнавания.
Как ни прискорбно, попытки современных шоуменов модернизировать полузабытый формат приводят к весьма сомнительным результатам. Мы слышим заезженные шутки времен « КВН » и «Comedy club », а именитые пожилые артисты, в попытке заново обрести популярность то подражают реперам, то блогерам, но все это выглядит одинаково неуместно. Попытка диалога разных поколений не приводит к свежему творческому результату, хотя есть и некоторое количество довольно удачных дуэтов из молодой звезды и уже авторитетной знаменитости.
Если раньше подобные передачи помогали объединять людей перед экраном и за праздничным столом, то современные имитации больше напоминают ярмарку тщеславия и лишь акцентируют разницу между зрителями и недоступном миром селебрити. Телевизионная магия способна создать новогоднюю ночь уже в конце осени, но это зачастую смотрится фальшиво и наигранно. Все больше современных зрителей не включают телевизор (он иногда останется лишь новогодним рудиментом, данью традиции) и ищут альтернативу в сети.
Год за годом с небольшими вариациями за новогодними столами можно наблюдать одни и те же лица. Новые фильмы используют хорошо или не очень забытые сюжеты. При таком разнообразии контента и при этом кризисе смыслов перед продюсерами и сценаристами стоит задача создать новый альтернативный формат, а не пытаться оживить хоть и любимую, но давно почившую лошадь. Есть прекрасная мудрость от древних индейцев: «Если ты заметил, что скачешь на дохлой лошади — слезай с нее». Этого и хочется пожелать новым шоуменам и талантливым молодым артистам.