«За этот год мы провели около 300 контрольных мероприятий и выявили около 280 нарушений. Но при этом предостережений было вынесено порядка 2,5 тысячи. Не скажу, что предостережение – это недейственная мера. Она просто более лояльная, стоит учитывать, что у нас на алкогольном рынке предприниматели уже приучены к порядку. Есть ряд недобросовестных, которые ничего не хотят менять, но большинство – порядочные», – отметил заместитель главы Госалкогольинспекции РТ Рустем Арсланов.
С 2022 года в России действует мораторий на проведение контрольных мероприятий, в очередной раз он был продлен до 2030 года. С одной стороны, это заметно ограничило сотрудников надзорных ведомств, с другой – сейчас весь упор делается на профилактику правонарушений, а не на их выявление или пресечение.
«Если мы выявляем нарушение, то административные дела не возбуждаем, а выносим предостережение», – объяснил Рустем Арсланов.
К слову, до моратория Госалкогольинспекция РТ ежегодно проводила порядка 3,5 тысячи проверок, во время которых выявлялось 90 процентов нарушений.
В век цифровизации, отметил Рустем Арсланов, контролирующим органам работать проще – на всем алкоголе есть маркировка, по которой можно через базу данных отследить путь бутылки от производителя до покупателя на кассе магазина – все заложено в систему ЕГАИС.
«В основном нарушения сейчас связаны с неотображением информации в ЕГАИС – недобросовестные предприниматели хотят уйти от контроля и всеми путями пытаются сделать так, чтобы информация об их товаре не попала в ЕГАИС. Это за собой влечет нелегальный продукт и неуплату акцизного налога. Делают это для извлечения дополнительной прибыли», – объяснил заместитель главы Госалкогольинспекции РТ.
В пример он привел обычную бутылку водки объемом 0,5 литра. В ее цену заложено порядка 140 рублей – это именно акцизный налог.
«В то же время акциза – это знак качества, это алкоголь, которым нельзя отравиться, если не злоупотреблять. На акцизе также есть куар-код, по которому можно отследить путь алкоголя», – дополнил Рустем Арсланов.
Также проверить легальность алкоголя можно на федеральном сервисе «АнтиКонтрафакт Алко».
«Акциза – это знак качества, это алкоголь, которым нельзя отравиться, если не злоупотреблять»
Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»
В России система ЕГАИС введена в 2005 году, аббревиатура расшифровывается как Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Она позволяет проследить судьбу каждой единицы алкогольной продукции, начиная от завода-изготовителя, заканчивая магазином и покупателем. Приобретая алкоголь, покупатель может самостоятельно воспользоваться сервисом ЕГАИС и проверить, находится ли его покупка в легальном обороте.
«Это большой шаг в обеспечении контроля за алкогольной продукцией. Потому что если бутылка по номеру, указанному на марке, в системе не распознается, значит, продукция находится в нелегальном обороте и стоит воздержаться от ее покупки», – рассказал Рустем Арсланов.
Если бутылки в системе нет или она отображается как уже проданная в другом регионе, это говорит о том, что, возможно, где-то есть производство поддельных марок или поддельной продукции. По этим фактам начинают работу сотрудники правоохранительных органов и Росалкогольрегулирования.
За нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена административная ответственность. Штраф от 10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей, для юридических лиц – от 150 тысяч рублей. Нелегальный алкоголь в полном объеме изымается.
«В какой-то степени перед Новым годом продажа нелегального алкоголя активизируется, но если учитывать, что сегодня много инструментов для его обнаружения, то на полки магазинов такой продукт все равно не попадает»
Фото: © «Татар-информ»
«В какой-то степени перед Новым годом продажа нелегального алкоголя активизируется, но если учитывать, что сегодня много инструментов для его обнаружения, то на полки магазинов такой продукт все равно не попадает. У нас в Татарстане на объекте с лицензией это просто исключено – туда не может попасть нелегальный алкоголь», – рассказал Рустем Арсланов.
Алкоголь ни в коем случае не стоит покупать в сомнительном месте, например у таксиста или в каком-нибудь доме в деревне, где варят самогон.
«Варение самогона – это сложная процедура, и не всем хватает знаний и навыков, чтобы его правильно изготовить. Поэтому сейчас чаще всего такие продавцы просто закупают спирт в пятилитровках, разводят его с водой и продают. В официальном магазине такое невозможно», – сказал он.
«Самогонщики», которые размешивают спирт с водой, могут, даже сами не желая того, погубить человека, уверен заместитель главы Госалкогольинспекции РТ.
«Продавцы им рассказывают про спирт самого высокого качества, но могут продать отраву. Этиловый и метиловый спирты различить практически невозможно. У них нет цвета и запаха. Но один можно использовать в пищевой продукции, а другой – яд. Стоит отметить, что хоть и принято считать этиловый спирт пищевым, но есть и технический этиловый спирт. Который не убьет сразу, но нанесет вред здоровью при продолжительном потреблении», – отметил эксперт.
От метилового спирта человек слепнет, у него начинают атрофироваться внутренние органы. В первую очередь откажут печень, почки и сердце. Продавцы нелегального алкоголя могут убить человека, купив не тот спирт. По словам Рустема Арсланова, главное правило – не покупать алкоголь с рук, это недопустимо.
«В нелегальной незамерзайке тоже есть метиловый спирт, пары от такого продукта могут навредить здоровью водителя и пассажиров»
Фото: © «Татар-информ»
«То же самое относится и к нелегальной незамерзайке, в ней тоже есть метиловый спирт, пары от такого продукта могут навредить здоровью водителя и пассажиров. Подделывают сейчас не только водку, появилось очень много красителей и пищевых добавок, которые повторяют вкус того или иного алкоголя. Неподготовленный человек не различит. И вот мы возвращаемся к основе, красители могут добавить в метиловый или технический этиловый спирт, и все может для покупателя плохо кончиться», – рассказал Рустем Арсланов.
Но и с использованием метилового спирта сейчас активно борются. В Татарстане, по словам эксперта, в метиловый спирт производители добавляют специальные жидкости, которые либо подкрашивают этот спирт, либо придают ему резкий запах.
«Вплоть до того, чтобы у человека срабатывал рвотный рефлекс. Чтобы меньше людей этот спирт употребляло, использовало и перепродавало. У нас в Татарстане так и делают на легальных производствах», – отметил он.
Если алкоголь человеку подарили и нет возможности проверить, откуда он, стоит обратить внимание на его «внешность».
«Обратите внимание на пробку, ровно ли наклеены все акцизы и этикетки, чтобы не было вздутий, чтобы бутылка не подтекала. У нас все производство алкоголя делается на конвейерах, кривая этикетка – это брак, такие бутылки не попадают в магазины. Обращайте внимание на осадок, особенно в винах», – сказал он.