Баланс рисков в России по‑прежнему остается существенно смещенным в сторону проинфляционных, говорится в «Резюме обсуждения ключевой ставки по итогам заседания 20 декабря». При этом уточняется, что возросли дезинфляционныериски.
Среди основных проинфляционных рисков российский регулятор выделяет следующие:
- Сохранение значительного положительного разрыва выпуска (перегрева) в экономике. Это может быть результатом как сохранения высокого внутреннего спроса, так и усиления ограничений на стороне предложения. Высокий внутренний спрос может быть поддержан возобновлением ускоренного роста кредитования, в том числе из‑за увеличения доли кредита, нечувствительного к изменению денежно-кредитных условий. Дальнейшее расширение дефицита кадров можетпривести к большему отставанию производительности труда от роста реальных заработных плат. Усиление санкций может оказать сдерживающее влияние на темпы роста потенциала экономики. Сохранение значительного положительного разрыва выпуска в экономике, независимо от причин, означает сохранение повышенного инфляционного давления. Для его снижения может требоваться дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики.
- Сохранение высоких инфляционных ожиданий в течение длительного времени или их дальнейший рост. Это может как напрямую влиять на динамику спроса и цен, так и усиливать вторичные эффекты от разовых факторов в динамике инфляции.
- Ухудшение условий внешней торговли под влиянием негативных изменений конъюнктуры на мировых товарных рынках и геополитической ситуации. В частности, более сильное замедление роста крупнейших экономик мира и ускорение перехода на более энергоэффективные технологии могут привести к снижению спроса и, как следствие, к уменьшению цен на сырьевые товары. Кроме того, удешевление товаров российского экспорта может происходить из‑за ускоренного увеличения добычи нефти вне ОПЕК+, а такжеусиления фрагментациимировой экономикипод влияниемпротекционистских мер и роста санкционногодавления. В результате стоимостный объем российского экспорта снизится. При одновременном сохранении высокого рублевого спроса на импорт это может создать риски для курса рубля и инфляции.
- Расширение бюджетного дефицита, а также возникновение вторичных эффектов, связанных со структурой доходов и расходов бюджета. В случае смягчения бюджетной политики или расширения программ льготного кредитования может потребоваться ужесточение денежно-кредитной политики для ограничения проинфляционных эффектов.
- Урожай 2025 года. Осенью 2024 года из‑за неблагоприятных погодных условий озимые культуры были засеяны на меньшей площади по сравнению с прошлым годом и планами посевов. При этом оценки состояния посевов менее благоприятные, чем в последние годы. Это может стать дополнительным проинфляционным фактором.
В то же время, как говорится в материале ЦБ, ключевой дезинфляционный риск связан с возможным, более быстрым и существенным замедлением роста кредитования. Это может быть результатом более жестких ценовых и неценовых условий кредитования, в том числе из‑за уменьшения риск-аппетитов банков под влиянием совокупности принятых Банком России решений, а также более значимого снижения спроса на кредит со стороны заемщиков. Быстрое замедление роста кредитования приведет к более существенному охлаждению внутреннего спроса и ускорит возвращение инфляции к цели.
Как действовать инвестору в условиях высокой ключевой ставки, помогут разобраться профессионалы. Управление активами от экспертов «Финама» — большой выбор готовых стратегий в рублях, долларах США и юанях с потенциальной доходностью до 30% годовых. Подключение онлайн за 5 минут.