Около ста лет назад работа на кухне все еще была обременительной и неэффективной. Но затем у одного архитектора появилась новаторская идея, которая актуальна и по сей день: Встроенная кухня.
Читайте также: Старые рецепты в новой обертке: как меняется немецкая кухня
«Если бы я знала, что мне придется говорить об этой проклятой кухне всю оставшуюся жизнь, я бы никогда ее не построила!» – сказала 100-летняя Маргарет Шютте-Лихоцки в интервью 1998 года.
Кухня, которую она спроектировала в 1920‑х годах, изменила историю архитектуры и произвела революцию в жизни жителей государственных жилых домов, создав новое функциональное, оснащенное всем необходимым кулинарное пространство.
Шютте-Лихоцки создала новаторский образец социальной архитектуры, получивший название «Франкфуртская кухня», который по сей день определяет стиль кухонь.
Дизайнер также была активисткой движения за права женщин и прославилась как героиня сопротивления нацистской диктатуре. Маргарет, которая умерла в 2000 году в возрасте 103 лет, всю свою жизнь стремилась улучшить жизнь других людей с помощью своей работы.
Шютте-Лихоцки вступила во взрослую жизнь во время пика индустриализации, когда население переезжало из сельской местности в города в поисках работы на новых заводах.
Но условия жизни в перенаселенных рабочих районах городов Веймарской Германии и Австрии, таких как Берлин, Франкфурт и Вена, были ужасны. Здесь была нищета, отсутствовала гигиена, процветали различные заболевания.
В 1917 году Шютте-Лихоцки участвовала в архитектурном конкурсе и спроектировала жилой комплекс, основанный на практических потребностях жителей. Здесь было больше воздуха и света.
Архитектор отошла от декоративных архитектурных стилей прошлых веков и приняла функциональность как «новую объективность». Для нее архитектура была средством решения социальных проблем. На такое отношение во многом повлияло ее прошлое.
Шютте-Лихоцки родилась в 1897 году в венской интеллигентной семье среднего класса. Ее мать была связана с венской художественной сценой, пацифистскими и феминистскими кругами. В детстве Маргарет знала, что находится в относительно привилегированном положении, что повлияло на ее понимание дизайна и архитектуры и решение работать над проектами социального жилья.
После Первой мировой войны в разрушенной Европе возникла острая потребность в жилье. Новые жилые комплексы с социальным жильем были построены быстро и недорого для растущего рабочего класса и для тех, кто потерял свои дома во время войны.
Директор по строительству Эрнст Мэй запустил жилищную программу «Новый Франкфурт” во Франкфурте-на-Майне. Его целью было ликвидировать дефицит жилья за 10 лет.
Мэй поручил Шютте-Лихоцки разработать дизайн кухни, подходящей для жилых комплексов. Эта кухня должна была оптимально использовать ограниченное пространство в новых зданиях и улучшить повседневную жизнь жителей.
Молодой архитектор приступила к работе: Сколько шагов нужно пройти владельцу кухни, чтобы попасть из пункта А в пункт Б? Как он перемещается? Где лучше всего разместить кухонные принадлежности? Как наблюдать за детьми, когда находишься на кухне?
В результате получилась комната длиной около 3,5 метров и шириной 2 метра с большим окном и раздвижными стеклянными дверями, через которые можно было увидеть гостиную.
Кухня была оборудована шкафчиками от пола до потолка, рабочей поверхностью, раковиной с сушилкой, выдвижным ящиком для кухонных отходов и алюминиевыми лотками, где хранилось самое необходимое для приготовления пищи.
Отдельные модули планировалось изготавливать промышленным способом в больших количествах по мере строительства новых жилых домов по всему Франкфурту. Чтобы развеять первоначальный скептицизм по поводу этого нового типа кухни, Эрнст Мэй назвал изобретение Маргарет «созданным женщиной для женщин».
Так родилась «франкфуртская кухня», которая произвела революцию в домашнем хозяйстве. Однако растущее феминистское движение того времени критически относилось к идее о том, что женщины должны выполнять всю домашнюю работу на кухне. Создателя новой кухни обвиняли в том, что ее эффективность только еще больше привязывает женщин к плите.
Несмотря на критику, Франкфуртская кухня пользовалась успехом. Заказы поступали со всего мира: только министр труда Франции хотел установить 260 тысяч кухонных гарнитуров.
Несмотря на международное признание, молодой дизайнер чувствовала, что ее не понимают, а она хотела в первую очередь улучшить жизнь рабочего класса. Это едва не погубило ее, когда нацисты пришли к власти. После присоединения Австрии к нацистской Германии она подпольно боролась против нацистов как коммунистка. Она была арестована и лишь чудом избежала казни.
После Второй мировой войны Маргарет Шютте-Лихоцки стала активисткой движения за мир и права женщин. Она читала лекции, руководила молодыми женщинами-архитекторами и строила жилые дома и детские сады в Западной Германии, России, на Кубе и в Восточной Германии.
Сообщение Как «Франкфуртская кухня» спровоцировала домашнюю революцию появились сначала на Новости Германии: последние события на русском языке.