Герой!
«Когда я был совсем молодым, то любил наблюдать за игрой Фирсова. Он просто потрясал. Настоящая легенда. На его игре выросло несколько поколений игроков. Многие мальчишки пошли в хоккей именно из-за него. Его игра завораживала», — признавался Вячеслав Фетисов.
Анатолия Фирсова можно назвать воспитанником московского «Спартака». В составе красно-белых он не блистал и не считался большой звездой, иногда даже не попадая в основной состав. Но Анатолий Тарасов разглядел в форварде сумасшедший потенциал и забрал его в ЦСКА. И великий тренер не ошибся в своем выборе. Со временем новичок армейцев полностью оправдал возложенные на него ожидания и стал главным любимчиком Анатолия Владимировича. При этом Тарасов никогда не давал Фирсову спуску и требовал от него даже больше, чем от остальных хоккеистов. Но тезка главного тренера был одним из самых трудолюбивых игроков в истории советского хоккея. Поэтому любые тренировки, даже самые сложные и изнуряющие, были для него только в радость. Способностью стойко переносить нечеловеческие нагрузки Фирсов окончательно покорил Тарасова. Просто почитайте, с какой неприкрытой любовью и симпатией Анатолий Владимирович писал о легендарном хоккеисте:
«Говоря об Анатолии Фирсове, прежде всего вспоминаю его улыбку — ясную, открытую, но чуть с тенью лукавства. Она, эта фирсовская улыбка, заражала всех хорошим настроением. Хотя, возможно, соперникам она как раз настроение-то и портила. Мало того что Фирсов обыгрывал их, улыбаясь. Но даже когда соперник, не в силах сдержать нападающего, начинал злиться, выходить из себя и нарушать правила, Фирсов продолжал улыбаться: поди, мол, отдохни… И «отдыхать» приходилось многим, в том числе лучшим хоккеистам зарубежных команд. Анатолий в совершенстве владел всеми средствами атаки. Вступая в контакт с соперником, непременно финтил, а когда тот попадался на удочку», следовал скоростной взрыв — и ищи ветра в поле! Что еще выделяло Анатолия Фирсова даже в относительно небольшой группе выдающихся форвардов отечественного и зарубежного хоккея той поры? Самобытность, неповторимость в исполнении каскадов финтов, скрытных передач и, конечно, бросков — как коронных, заранее отрепетированных, так и «призванных», продиктованных игровой ситуацией, но неизменно завершающихся красавцами-голами. Знаменит был фирсовский бросок-удар. Он никогда, в отличие многих нынешних хоккеистов, не пользовался им слепо. Все — и вратаря на выкате, и положение партнеров, и манеры соперников — видел и учитывал Анатолий. В зависимости от ситуации он мог сделать паузу перед броском, мог выложить шайбу на крюк партнеру, а итог всегда был один — гол. Игра Фирсова была совершенна и с трибун казалась настолько простой, что однажды Анатолия даже спросили, сложно ли так играть. На что он в присущем ему стиле ответил: «Просто. Очень просто. Сложно тренироваться, чтобы играть так».
Иногда вера Тарасова в своего подопечного приобретала фантастические масштабы. Например, в одном из гостевых матчей против СКА Фирсов провел на льду около 45 минут (!) чистого времени. Если учесть, что игра длится 60 минут, то Анатолий сыграл 3/4 встречи. Сейчас провернуть подобный трюк не получится ни у одного хоккеиста мира. И даже в советские времена, когда главные звезды клубов в решающие моменты матчей могли не уходить со льда по 5 минут, представить такое практически невозможно. Но об этом факте в своей книге писал Валерий Харламов. В том матче он не принимал участия, поскольку еще играл за молодежку. Но о данном подвиге советского форварда тогда знали во всей клубной вертикали ЦСКА, и разговоры дошли в том числе и до будущего лидера сборной СССР.
Дело в том, что тот матч складывался для ЦСКА очень непросто. Уже к середине встречи армейцы проигрывали питерским одноклубникам со счетом 0:3. Многие игроки команды Тарасова откровенно проваливали игру, поэтому тренер не стеснялся усаживать их на лавку. К счастью, Анатолий Фирсов находился в потрясающей физической форме и откровенно доминировал в каждой смене. Тогда главный тренер армейцев принял решение практически не уводить лидера клуба со льда. Фирсов играл во всех ситуациях — в меньшинстве, в равных составах и при численном преимуществе, стараясь заменить собой всех партнеров, которым в тот вечер игра не удалась. И план Анатолия Владимировича сработал — ЦСКА вырвал победу со счетом 4:3 во многом благодаря сумасшедшей игре Фирсова. Правда, после такого марафона Анатолию потребовался длительный отдых. Что неудивительно. Можно предположить, что ни один хоккеист никогда не проделывал подобного. Поэтому представить то, какую нагрузку пережил организм форварда, просто нереально. Благо для ЦСКА и самого Фирсова, что в той встрече ему удалось обойтись без травм и продолжить радовать своей игрой болельщиков клуба и национальной сборной.