В уходящем году силами государственного автономного учреждения «Якутлесресурс» ликвидировано 333 лесных пожара – почти треть от всех произошедших на территории республики. При этом огнеборцы Алданского филиала учреждения участвовали в тушении 12 пожаров на территории своего района, а также оказывали помощь коллегам из Олекминского и Верхневилюйского филиалов в рамках меж- районного маневрирования.
Вот уже несколько лет Алданский филиал возглавляет Александр Князев, выпускник Читинского государственного университета по специальности «инженер автомобильного транспорта». Кроме того, имеет диплом «мастера леса» АГАТУ.
– Родился я в Челябинске в 1973 году, – рассказал Александр Анатольевич. – Когда мне было пять лет, мои родители поехали строить БАМ. Так наша семья поселилась в городе Усть-Куте Иркутской области. Там окончил школу, ушел в армию. Переехал из Усть-Кута в 1997 году в Братск, чтобы помогать по хозяйству пожилым родственникам супруги. Там же мне посоветовали поехать и устроиться на Нерюнгринский угольный разрез. Работал механиком, водителем карьерного самосвала-гиганта «БелАЗ». В целом, трудился на разрезе более десяти лет. В 2008 году устроился на строительство нефтепровода. Так я и обосновался в Якутии, а ныне проживаю в Алдане.
– Александр Анатольевич, что привело вас в лесную отрасль?
– Мне предложили участвовать в конкурсе на вакантную должность директора филиала. Согласился и конкурсный отбор прошел. К тому же лес я люблю с детства. Проживая в Усть-Куте, мне доводилось в качестве добровольца участвовать в тушении лесных пожаров. Кроме того, там активно привлекали школьников на высадку саженцев деревьев в местах вырубок и горельников. Причем платили за это, помню даже выражение «рубль за гектар». Как-то, будучи еще учеником начальных классов, я за лето высадил десять гектаров саженцев сосны и заработал десять рублей. Это были большие по тем временам деньги для ребенка!
– С какими сложностями пришлось столкнуться на посту руководителя филиала?
– В первую очередь, с тем, что привлечь на работу подходящих людей в Алданском районе довольно сложно. Сами понимаете, район – промышленный, много компаний-недропользователей, предлагающих большие зарплаты. Тем не менее, наш филиал полностью укомплектован настоящими энтузиастами лесного дела, которые болеют душой за якутскую тайгу. Ну и плюс в нашем учреждении – полный соцпакет, отпуск, северный проезд, премии, обеспечение спецодеждой и т.д. На сегодняшний день в штате Алданского филиала 22 человека, а в пожароопасный сезон принимаем на работу временных помощников.
Узнав о стабильных условиях труда и социальной поддержке, к нам регулярно просятся в штат жители ближайших наслегов. Разумеется, как только появляется вакансия, берем на работу ответственных кандидатов, обучаем их специальности «Лесной пожарный». Правда, во избежание кадровой текучки пришлось установить мораторий: никаких трудоустройств сразу после завершения лесопожарного сезона. Дело в том, что встречались хитрецы: устроятся осенью, обучатся профессии, а весной перед самым началом сезона пожаров – увольняются. Такие «тепличные» работники учреждению не нужны.
Поэтому новичков начинаем принимать не ранее января, чтобы успеть их обучить и экипировать. Начиная с апреля идет плотная подготовка огнеборцев и техники с обязательными учениями.
– Как у вас прошел сезон в этом году?
– В Алданском районе всегда сложная обстановка. В этом году справились своими силами, населенные пункты и объекты жизнеобеспечения не пострадали. В рамках межрайонного маневрирования отправляли на помощь соседним филиалам своих огнеборцев.
В нашем районе очень много труднодоступных мест. Когда вместе с летчиком-наблюдателем осматривали с воздуха лесные площади, то мне они напомнили лунный пейзаж. Красивый лес перемежается с территориями выработок старателей (выглядят они как лунные кратеры), крутыми сопками, покрытыми камнями и стлаником. В общем, своеобразный рельеф.
В этом году счет пожарам был открыт возле города Томмота любителями пикников. Если в начале сезона причиной возгорания является человеческий фактор, то в разгар лета проблемы доставляют сухие грозы. Как правило, молнии бьют в места залежей руды, которых в Алданском районе в избытке. Поэтому из года в год «грозовые» пожары происходят практически в одних и тех же квадратах.
Особенно опасен «прилет» молнии по кедровому стланику. Поскольку он смолянистый, огонь может притаиться в его корнях под мхом, тлеть там несколько суток, а затем полыхнуть от дуновения ветра.
– Расскажите про «свой» экстремальный случай.
– Как-то возле поселка Лебединый я лично наблюдал два «прилета» молний в кедровый стланик. Поехали проверять, а там уже вовсю пожар. Потушили, выждали какое-то время. Собирались было уезжать и доложить о ликвидации, как подул ветер и все разгорелось вновь. Причем мгновенно пожар стланика перешел в верховой. Мне пришлось бежать до машины наперегонки с огнем. Повезло, что направление ветра резко сменилось, а то и сам бы не добежал, и машина сгорела бы.
– Достаточно ли в Алданском филиале лесопожарной техники?
– Да, наш парк включает в себя снегоболотоход «Урал», вездеход «ТГМ», трал, бульдозер, трелевщик «Онежец» с пожарной емкостью. Имеются также три легковых автомобиля и мотолодка «Казанка-5М». «Онежец» – наш помощник в самых непроходимых дебрях. Благодаря гусеничному ходу он может пробраться к любому водоему, закачать помпами воду и подойти к месту тушения пожара.
Средства на оснащение филиала техникой и ее ремонт выделяются стабильно. Все-таки многочисленные пожары, которые бушевали в республике три года назад, заставили обратить внимание на оснащенность и штатную численность лесопожарных формирований республики. С тех пор ситуация в этом плане намного улучшилась.
Плюс ко всему у нас налажено взаимодействие между лесничествами и организациями- арендаторами. В сезон пожаров старатели, газовики и другие недропользователи всегда помогают нам своей спецтехникой, относясь к нашим задачам с пониманием.