Самое забавное предновогоднее приключение произошло с брянскими властями в 2009 году. О нем тогда рассказал собкор «Российской газеты» Александр Федосов. Грянул общероссийский скандал.
Вчера брянские «снегурочки», сопротивляясь ураганному ветру и воюя с пургой, во исполнение поручения губернатора сделали первую попытку попасть в заброшенные села и лесхозы с шампанским и другим товаром.
Только под Новый год вдруг вспомнили, что в Брянской области 1386 населенных пунктов живут-тужат без магазинов. Попасть в иные из них сложнее, чем немцам, делавшим во время войны вылазки против брянских партизан. С той поры дороги заросли, заболотились. Во время поездки губернатора в Дятьковский район, до которого всего-то полсотни километров от Брянска, к нему обратились жители Клиновского лесничества. Оказывается, даже вертолет теперь не может приземлиться возле их домишек − такие там заросли. Разве что на лошадке можно выбраться из дремучих мест. Перед морозами пытались подровнять дорогу, но весной лесхоз снова отрежет от большой земли.
И все же беда для деревенских мужиков пришла откуда не ждали: накануне праздника многие остались без самогона и даже без браги. Губернатор Николай Денин пояснил, как вышло, что трезвость для них стала «нормой жизни»:
− Только за последнюю неделю операции «Участок» милиция вылила пять тонн самогона и 31 тонну браги. Но Новый год люди все равно будут встречать с бокалом. А тот, кто варил самогон, знает, что брага отстаивается минимум неделю. Значит, уже не успеют. Так с чем человеку к елке подойти? Брагу вылили, самогонку уже не прогнать, магазина нет. Смех смехом, но мы подталкиваем людей к тому, чтобы они отравились каким-нибудь суррогатом.
В отличие от легальных торговцев подпольные шинкарки и впрямь пролезут через любые болота, чтобы доставить свое зелье. Губернатор спросил у начальника управления торговли Валентины Журавлевой, как она собирается противостоять конкурентам и что будет на столе у жителей 1386 населенных пунктов, куда редко ступает нога купца.
− Наверное, своя продукция − гуси, сало. Водку обеспечим, − гадала Журавлева.
Председатель облпотребсоюза Василий Кожемяко пообещал, что в половину из 1386 сел их автолавки доедут:
− Там живут в среднем по 50 человек. Надеюсь, мы не оставим их без товара. Но наши возможности на грани: нет транспорта, нет дорог…
Опасаясь, что жители значительной части заброшенных брянских сел все-таки будут водить свои хороводы под хмелем браги, не найденной милиционерами, губернатор сделал последний в уходящем году алкогольный призыв:
«Торговые сети должны вспомнить, что есть не только города и районные центры. Они должны отправить своих Дедов Морозов и Снегурочек в самые отдаленные места, чтобы посмотреть, как живут люди, и снабдить их нужным товаром, в том числе спиртным. Это нужно рассматривать не как спаивание населения, а как борьбу с самогоноварением».
На будущее губернатор поручил закупить десяток автолавок и даже вездеходы, которые смогут добираться до партизанских дебрей.
Между тем погода не благоприятствовала выполнению приказа. Управление МЧС России предупредило, что в иных местах купцов встретит пурга, метель, а ветер может быть ураганным.