Священный Синод в своем заседании 27 декабря 2024 года принял решение по вопросу совмещения священнослужителем своих церковных обязанностей с дополнительной светской трудовой деятельностью или иной деятельностью, приносящей доход. При этом в документе «О светской трудовой деятельности священнослужителей» особо подчеркнуто, что «епархиальные архиереи и церковные общины должны иметь попечение о материальном обеспечении клириков», «поэтому ситуация, при которой клирик изыскивает себе средства на светском поприще, не может быть признана нормой».
Кроме того, особо отмечено, что «при любой светской трудовой деятельности безусловным приоритетом для клирика должно оставаться священнослужение и исполнение иных церковных обязанностей», а потому «перед устройством на работу во внешнюю для Церкви организацию клирик должен испросить и получить на то письменное благословение от епархиального архиерея».
В документе подчеркивается не только право архиерея, но и «обязанность воспретить клирику своей епархии занятие той или иной светской трудовой деятельностью, если она вступает в противоречие с его обязанностями священнослужителя, а тем более – с нравственными нормами христианства и каноническими правилами».
Если клирику не хватает материальных средств и это становится причиной поиска им дополнительного заработка вне священнослужения, «епархиальный архиерей должен, по изучении обстоятельств и если такая возможность имеется, оказать священнослужителю материальную поддержку, а при решении вопроса о преподании упомянутого благословения исходить из христианского милосердия и заботы о материальном благополучии священнослужителя и его домочадцев».
В случае возникновения коллизий между графиком богослужебной и иной церковной нагрузки священнослужителя и графиком его сторонней работы клирик также должен заблаговременно письменно сообщать об этом епархиальному архиерею для получения указаний. Если возникнет экстренная необходимость, то в устной форме (в том числе по телефону) сообщать о том благочинному (клирики, занимающие должности благочинных – секретарю епархии) для получения указаний.
В документе говорится о том, что не всякая профессиональная деятельность совместима со священством. При этом «критерии, определяющие допустимость или недопустимость какой-либо деятельности для клирика, опираются на евангельские нравственные нормы, канонические правила и учитывают принцип церковной целесообразности».
Приемлемость или неприемлемость той или иной профессии может быть обусловлена характером и спектром должностных обязанностей в конкретном месте работы. В частности, по-разному оценивается трудовая деятельность клирика, связанная с изданием христианской литературы, и трудовая деятельность, связанная с выпуском печатной продукции, пропагандирующей грех и аморальный образ жизни. «Очевидно, что деятельность второго рода неприемлема для священнослужителя, – отмечено в синодальном решении.
Помимо этого «совершенно недопустимой ни в каком профессиональном качестве является трудовая деятельность в учреждениях и организациях, сомнительных с моральной точки зрения (игорных домах, казино и иных), а также в учреждениях и организациях, предполагающих проведение мероприятий, противоречащих христианской нравственности».
Допускается преподавание священнослужителями гражданских дисциплин в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой кадров для вооруженных сил, специальных служб, правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений. Особо подчеркивается важность совершения духовенством пастырского служения в Вооруженных силах, специальных службах, правоохранительных органах и пенитенциарных учреждениях (в том числе на штатной основе), поскольку это служение не предполагает употребления или ношения оружия, даже если клирикам присваиваются воинские чины или специальные звания.
Для клириков не является запретной деятельность в государственных структурах в виде преподавания в государственных или муниципальных (местных) учебных заведениях, научной деятельности в государственных учреждениях, работы на государственных предприятиях или в государственных и муниципальных (местных) учреждениях в качестве рабочих, инженеров, технических работников и на других подобных должностях.
Не возбраняется и пастырское окормление спортсменов, а также ведение клириком спортивного кружка или секции для подростков, преподавание физкультуры в образовательных учреждениях.
Наличие в сонме угодников Божиих святых, начиная с апостола и евангелиста Луки, занимавшихся врачебной деятельностью, свидетельствует о высоком служении врачей, а потому клирики могут заниматься данной сферой деятельности. «При этом недопустимо для клириков занятие врачебной деятельностью, связанной с выполнением действий, противоречащих православному вероучению, а также запрещенных нравственными или каноническими нормами (совершение абортов, эвтаназии, манипуляций, связанных с донорством половых клеток, суррогатным материнством, фетальной терапией и др.)», – говорится в документе.
С особой осторожностью Священный Синод призвал подходить к совмещению пастырского служения и психологической практики даже при наличии у священнослужителя высшего психологического образования: «Границы допустимости подобного рода деятельности клирика определяются епархиальным архиереем».
Кроме того, «каноны осуждают не само предпринимательство как таковое, а совмещение этого рода занятий с духовным служением клирика в ущерб последнему, на что, в частности, указывает канон, порицающий неких клириков за то, что они «о Божием служении небрегут, … и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия» (IV Вс., 3)».
В связи с этим «клирик не вправе быть учредителем (участником, акционером) коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сферах, противоречащих нормам христианской нравственности, а также участвовать в управлении такими организациями». Не может быть священнослужитель и индивидуальным предпринимателем в подобных сферах.
«В соответствии с канонами клирику возбраняется ростовщичество, под которым понимается эксплуатация затруднительного положения ближнего (к примеру, через личное кредитование под процент), в том числе работа в микрофинансовых организациях, коллекторских агентствах: «Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен» (правило 44 святых Апостолов)», – отмечено в синодальном решении.
Недопустимыми для клирика названы такие сферы деятельности, как:
• воинская служба и всякая вообще служба, хотя бы и в частных корпорациях (в том числе охранных), предполагающая возможность участия в боевых действиях или ношения оружия, а также служба, предполагающая следственно-оперативную работу в правоохранительных органах или разведывательную деятельность;
• государственная служба в органах исполнительной власти, исполнение судейских обязанностей (в том числе в качестве присяжных заседателей) или иных обязанностей в судебных органах, в органах прокуратуры, а также служба в местных органах власти и самоуправления;
• проведение «тренингов личностного роста», программ по «достижению жизненных и профессиональных целей», а также по «психологическому менторству», которые подменяют собой пастырскую деятельность;
• занятие профессиональной биржевой брокерской деятельностью;
• профессиональное занятие спортом, поскольку это требует от человека полной самоотдачи, в том числе по времени;
• актерская профессия и занятие сценическими танцами (балетом);
• сценическим пением или иными сценическими профессиями, если содержание и форма такой деятельности противоречат учению и нравственным идеалам Православия;
• работа клириков в сфере шоу-бизнеса, поскольку она основана на эксплуатации человеческих страстей и влечет за собой усиленные соблазны.
В любых обстоятельствах священнослужитель призван оставаться образцом веры и нравственности для всех людей. Он должен стремиться избегать ситуаций, при которых его действия давали бы повод к соблазну, дабы, по слову апостола, никому ни в чем не полагать претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являть себя, как служитель Божий (2 Кор. 6, 3-4) даже при совершении трудов на светском поприще.
Редакция портала «Приходы»