Российские археологи предложили новый способ анализа углей, найденных на стоянках древних людей. Ранее эти материалы считались малопригодными для исследований из-за их хрупкости и плохой сохранности древесины. Новая методика дает возможность вскрыть образцы без повреждений. В сочетании с радиоуглеродным анализом этот способ помогает с приближением до 3–5 лет восстанавливать события, связанные с сожжением исследуемой древесины. Это поможет точнее датировать исторические эпизоды.
Ученые из Сибирского федерального университета (СФУ) совместно со специалистами из Новосибирска и Санкт-Петербурга предложили новый способ исследования археологических углей — обгоревших древесных остатков, которые находят на местах стоянок древних людей. Новая методика позволяет уточнить даты исторических событий с точностью до нескольких лет.
Как объяснили специалисты, до настоящего времени угли считались малоинформативными источниками сведений. С другой стороны, обгоревшая древесина — один из самых распространенных объектов из тех, которые встречаются на раскопках. Поэтому внедрение новой методики поможет ввести в научный оборот большой класс археологического материала.
— Случается, что древесина не до конца сгорает и в некоторых случаях сохраняется на протяжении столетий. Нас заинтересовало, можно ли использовать обугленные фрагменты для точной датировки археологических памятников, — рассказал один из авторов методики, ведущий научный сотрудник, заведующий Сибирской дендрохронологической лабораторией СФУ Владимир Мыглан.
По его словам, возраст деревянных предметов определяется по годичным кольцам дерева, которые видны на спиле. Они образуются по мере роста растения, и каждое соответствует одному году его жизни. Этот метод широко применяется археологами. Однако при исследовании углей возникают трудности, которые связаны с плохой сохранностью древесного материала, хрупкостью образцов и сложностью анализа.
Как объяснили ученые, в предложенном методе один из наиболее важных этапов — правильная подготовка образцов, при которой после шлифовки спилы тщательно очищают от пыли. Иначе она забивает трахеиды (поры дерева) и делает изображение нечетким. Причем важно, чтобы угли были сухими, иначе частицы пыли слипаются.
На следующем шаге специалисты сканируют образцы и производят их математическую обработку. Она позволяет сопоставить различные фрагменты и восстановить хронологию, отраженную в годичных кольцах. В заключении проводится сравнение полученных результатов с данными радиоуглеродного анализа.
— Этот метод основан на измерении концентрации радиоактивного изотопа углерода-14 в образцах дерева, но он дает представление с точностью плюс-минус столетие. В свою очередь, наша методика помогает уточнить время, когда произошло то или иное событие с приближением порядка 3–5 лет. Это как микроскопы — с малым и большим увеличением, — пояснил Владимир Мыглан.
Ученый отметил, что предложенный метод был опробован на материале археологических памятников в республиках Тыва и Алтай. Сейчас археологи исследуют останки строений на территории Якутского острога, которые принято датировать XVII веком. Специалистам предстоит выяснить, когда там появились частокол, здание для хранения ясака, склады и другие строения.
Как рассказал Владимир Мыглан, в дальнейшем ученые планируют соотносить полученные результаты по каждому памятнику с общей «библиотекой» уже имеющейся хронологии. Это откроет возможности датирования других археологических объектов.
— В перспективе разработанный подход позволит с филигранной точностью установить, когда в Сибири появились те или иные обряды, когда были основаны новые поселения и когда и какие сражения происходили в этом регионе. Так или иначе все эти процессы связаны с применением огня. Его использовали для получения тепла, приготовления пищи, изготовления инструментов и оружия, — пояснил ученый.
Фото: пресс-служба Сибирского федерального университетаВ дальнейшем, считает он, полученные данные можно сопоставить с древнекитайскими, среднеазиатскими и русскими хрониками. В настоящий момент этот регион во многом представляет собой «белое пятно» на исторической карте.
— Сам по себе метод хорошо зарекомендовал себя. Например, с его помощью в хронологии Великого Новгорода была построена более чем тысячелетняя шкала, которая помогает с большой точностью датировать культурные отложения, содержащие древесные конструкции. Новым является предложение авторов методики использовать в качестве анализируемого материала не древесные стволы, бревна, срубы или плахи, а древесные угли, — поделился своим мнением доцент, руководитель школы «Археология Нижнего Поволжья» Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева Дмитрий Васильев.
Еще один положительный момент — перекрестное применение радиокарбонного и дендрохронологического методов датирования. Совместно они позволяют охватить большой временной диапазон. Причем эти способы подкрепляют и уточняют друг друга.
Предложенный подход, по мнению Дмитрия Васильева, может быть востребован на тех объектах, где широко использовали кремацию в погребальных обрядах. При этом огромное значение имеет база сравнительного материала. Ее нужно предварительно собрать для построения дендрохронологической шкалы.
Однако распространить методику на все памятники Сибири или Великой степи не удастся, поскольку далеко не везде можно получить достаточное количество углей для изучения, отметил специалист.
— В исследовании предложено элегантное в своей простоте решение. Оно позволяет сделать доступным уголь для массового анализа специализированными археологическими лабораториями, — подчеркнул заведующий лабораторией исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики Московского физико-технического института Харис Мустафин.
Есть основания ожидать, добавил он, широкого использования нового метода другими лабораториями и объединения полученных результатов в специальные базы данных. Как следствие, возможно достижение новых важных научных результатов.