Платежи подскочат на 22% — виноваты разбегающиеся работники, газ и «дырявые» сети
«Если у вас отключат свет и не дадут его в течение получаса — начнется недовольство! Мы привыкли получать качественную услугу, а она не может стоить дешево», — объяснял накануне взлет тарифов председатель госкомитета республики по тарифам Александр Груничев. С 1 июля 2025 года в Татарстане платежки вырастут на 17,5–22,3%. Некоторые моменты особенно впечатляют: рост тарифа на тепло обгоняет инфляцию в 2 раза. Беспрецедентный взлет цены на газ, рост НДС и неприлично низкие зарплаты коммунальщиков целого ряда предприятий — вот список основных причин индексации. О том, почему тариф по вывозу мусора оказался выше для восточной зоны Татарстана, а жителей Казани и окрестностей «пожалели» в духе Дмитрия Медведева, — в материале «БИЗНЕС Online».
Публичный «тарифный разбор» состоялся накануне с участием председателя госкомитета республики по тарифам Александра Груничева. На повестке дня — причины повышения тарифов ЖКУ с 1 июля 2025 года в Татарстане на 17,5–22,3%. Соответствующий указ, напомним, утвердил глава РТ Рустам Минниханов. Максимальное значение устанавливается для 39 населенных пунктов, в том числе для Казани и Набережных Челнов.
Цифры кажутся очень значительными, но тариф мог взлететь и выше.
«Заявки крупных РСО [ресурсоснабжающих организаций] на 2025 год были с ростом практически в 2 раза от существующих тарифов», — заявил на обсуждении Груничев. Откуда такая острая необходимость разгонять ежемесячные платежи населения за услуги ЖКХ?
Пожалуй, многих особенно задел рост тарифа на теплоснабжение — самая «тяжелая» строка в квитанции в холодное время года. Планируется повышение на 22% — почти до 2,9 тыс. рублей за гигакалорию. При этом годовая инфляция в Татарстане оценивается на уровне в 8,8%. Получается, что тариф на тепло обогнал инфляцию в республике сразу в 2 раза…
По этому вопросу, кстати, ранее сокрушался гендиректор западного регионального оператора УК «ПЖКХ» Евгений Чекашов, у которого тариф с июля следующего года поднимается всего на 8,9%. «Обращает на себя внимание и диспропорция с тепловиками. У них что, другие сотрудники? Или, может быть, другие машины они берут в другой лизинг, который сейчас под 30 процентов? Другое топливо получают?» — задавался вопросами руководитель регоператора.
Что же произошло? Такой вопрос задала Груничеву корреспондент «БИЗНЕС Online». По его словам, часть затрат, которая раньше компенсировалась за счет генерации электроэнергии, теперь переложена на тепло: таков закон. Кроме того, берет свое и износ сетей. Повлияло и значительное увеличение цены на газ — топливо для ресурсоснабжающих организаций. Рост оптовой цены для данных предприятий составил 21,3% — это минимальный порог. Такие цифры предполагает прогноз социально-экономического развития России, утвержденный в сентябре этого года.
«Мы на такие объемы [роста] не рассчитывали, конечно, — признался Груничев. — Это несколько подкосило предприятия». Причем обсуждаемый сегодня тариф на тепло — это результат расчета по минимальному прогнозу роста газа. Если оптовая цена будет расти по максимуму — это 23,5%, тариф, возможно, придется пересматривать.
Еще один момент — это тарифные маневры между различными ресурсоснабжающими предприятиями. Кому-то поднимают тариф больше, кому-то меньше — в интересах ремонта сетей, и тут есть своя логика. Ведь так или иначе рост тарифов в среднем ограничен федеральным центром, а вот в частностях можно кому-то дать «заработать» больше, а кого-то попросить подождать. В Казани, например, завершилась трехлетняя инвестпрограмма водоканала — тариф на его услуги до этого обгонял теплоснабжение по росту, отметил Груничев. К примеру, в июле 2024 года стоимость тепловой энергии увеличилась на 10,8%, а водоотведения — на 15,7%. «Тарифы на тепло в Казани не росли такими темпами. Если смотреть на рост в разрезе нескольких лет, здесь есть некоторая цикличность — где-то было больше, где-то меньше. Поэтому здесь работает некий отложенный платеж», — объяснил он.
По будущим квитанциям жителей мощно ударил и отток кадров в сфере ЖКХ. Поэтому зарплату коммунальщиков стараются дотянуть до средних по районам значений. Такую задачу поставил глава республики. Ведь ненормально, когда человек, которого в любое время дня и ночи вызывают рыться в канализации, получает гроши!
Но это существенно влияет и на итоговый рост тарифов на коммунальные услуги.
Груничев показал, какого роста зарплаты уже удалось добиться. К примеру, в казанском водоканале в среднем платят 47 тыс. рублей в месяц. Но это все равно недотягивает до средней заработной платы ни по городу, ни по отрасли. Последняя сегодня оценивается в 63,2 тыс. рублей.
В целом же по Татарстану в сферах водоснабжения и канализации получают 34 тыс. в месяц — это очень низкие цифры.
«Мы хотим до 2027 года подняться в этом вопросе в 2 раза. Думаю, если принципиально экономическая ситуация не поменяется, мы все-таки этого добьемся. Сфера ЖКХ будет выглядеть более привлекательно, чем сейчас», — высказался Груничев, отметив, что на расчеты повлиял и рост МРОТ с 1 января на 16,7% до 22,4 тысячи.
Кроме того, тарифы взвинчивают упомянутые цены на газ. Нужны и деньги на модернизацию коммунальной инфраструктуры. Минстрой РФ поставил цель довести ежегодную замену коммунальной инфраструктуры до 3%. Для сравнения: по республике в этом году обеспечили только 1% замены…
По словам председателя комитета по тарифам, процент роста удается сдерживать. Этому помогла собственная программа по модернизации сетей в Татарстане. На нее со следующего года по решению раиса РТ выделяют 10 млрд рублей.
Еще одна определяющая причина роста — это введение НДС для предприятий коммунального хозяйства. Теперь им нужно будет платить 5% налога, если выручка превышает 60 млн рублей.
«Сами посмотрите — это немаленькие цифры. Для примера: 5 процентов от 60 миллионов — это уже 3 миллиона. Это, конечно, должно быть предусмотрено в тарифе», — подытожил Груничев.
Спорный момент, который обсуждается с самого начала тарифной кампании, — разница в тарифах на вывоз мусора между западной и восточной зонами Татарстана. Для понимания: в первую входит Казань, а во вторую, например, Набережные Челны. В восточной зоне тариф оказался выше. Основная причина — рост расходов на транспорт. Такое объяснение нашлось у Груничева в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».
«„Гринта“ (регоператор восточной зоны — прим. ред.) начала вводить мусороперегрузочные станции. Этого в зоне, где присутствует УК „ПЖКХ“, до сих пор нет, — заявил Груничев. — Первое — это инвестиционная составляющая, которую мы даем в тарифе. И второе — в связи с этим начинают меняться транспортные потоки. У нас система теперь какая? Мусор везут на мусороперегрузочную станцию, далее переваливают на большие мусоровозы, которые везут мусор на другие полигоны. Поэтому основная причина — это рост расходов на транспорт. Он, отмечу, составляет 70–80 процентов от расходов в данной сфере».
Напомним, что рост тарифа в западной зоне Татарстана, в состав которой входит и Казань, составит 8,9% — до 127,7 рубля для ИЖС и 117,7 рубля для многоквартирных домов с человека. В восточной зоне РТ тариф увеличится до 131,19 рубля в частных домах и до 120,94 рубля в многоквартирных — рост на 11,9%.
При этом УК «ПЖКХ» ранее просила повысить тариф хотя бы на 14–15%. Она объясняла это затратными инвестпрограммами западного регоператора. К примеру, компания запускает вторую карту полигона «Восточный» (стоимостью в 1 млрд рублей). Есть и планы по строительству полигона в Алексеевском районе, где затраты сопоставимы. «У меня кредитный договор Сбербанка, все понятно, все прозрачно, но в госкомитете говорят, что „мы вот эти проценты учитывать не будем“. А из каких источников тогда финансировать затраты?» — высказывался гендиректор компании Чекашов. Кроме того, в западной зоне действуют даже не мусороперегрузочные, а мусоросортировочные станции (построенные уже давно). Казань и прилегающие районы идут по пути сортировки отходов. Все это тоже затраты.
Позиция госкомитета по тарифам, однако, остается жесткой: тариф тут считают обоснованным. «Мы устанавливаем тариф, исходя из заявлений предприятия и из тех тарифов, с которыми ранее работала, в частности, УК „ПЖКХ“», — прокомментировал ситуацию Груничев.
Все это, конечно, хорошо для населения, ведь к людям куда активнее залезают в кошелек ресурсоснабжающие компании, а общий рост тарифов должен иметь некий предел. Но как бы не наступить на те же грабли, которые обронил в свое время в бытность премьером РФ Дмитрий Медведев, сокративший тарифную надбавку водоканалам еще в 2013 году. Тогда в Казани это был рубль за кубометр. Мол, ремонтируйте из прибыли (которую, впрочем, тоже ограничили). Да, тариф удалось удержать. Но сети сгнили. И плоды этого решения приходится пожинать сейчас.