Всероссийский центр изучения общественного мнения ожидает три сценария развития событий в социально-экономической сфере в 2025 году. Среди них — замедление роста экономики, социальный дискомфорт и «депрессивные настроения» у бизнеса. Об этом сообщил директор по стратегическому развитию ВЦИОМ, кандидат социологических наук Степан Львов во время итогового заседания научного совета центра «Российское общество — 2024: итоги года и главные тренды».
«Что ожидаем в новом году? Первое — это замедление роста экономики. Центробанк нацелен на это, цель пока не достигнута, но в 2025 году это, скорее всего, произойдет. Что должно произойти вслед за этим? Прежде всего, конечно, ожидаем массовый социальный дискомфорт и депрессивные настроения в предпринимательском классе», — сказал Львов.
Второй сценарий он назвал самой «тревожной перспективой», поскольку одновременно происходят «сразу две нехорошие вещи» — при высокой инфляции замедляется экономика. Т. е. возникает угроза стагфляции.
Третье ожидаемое событие связано с дальнейшим ростом зарплат. Здесь эксперт упомянул роботизацию, однако заметил, что для реализации идеи нужны деньги, а в сегодняшних условиях их взять в банке почти невозможно: «Логично, если бы дефицит кадров приводил к роботизации, автоматизации, но для реализации такой политики бизнесу нужны деньги, а взять их в сегодняшних условиях, в условиях высоких кредитных ставок, практически невозможно. Остается единственный выход — платить больше людям, тем, которые есть, в надежде их удержать, мотивировать. Роботов у нас, увы, больше не станет».
Также Львов подвел социально-экономические итоги 2024 года. Здесь он отметил дефицит кадров на фоне экономического подъема, рост доходов российского населения, а также указал на то, что меняется логика трудового поведения.
«Главный триггер роста доходов населения в России впервые за много лет не рост социальных выплат от государства, а рост зарплат, вызванный дефицитом кадров на фоне экономического подъема», — сказано в презентации спикера.
«Как это влияет на поведение работников? Работники почувствовали, что могут диктовать работодателям и рынку свои условия, то есть если требуют прибавки, то они ее получают. Если отказывают им в этом, то просто меняют работу. Риска остаться без работы сегодня практически нет», — сказал Львов.
Вместе с тем, по его словам, меняются трудовые ценности. Так, работники стали более внимательно относиться к социальному пакету, корпоративной культуре и прочим «мягким» факторам.
Также Львов назвал «знаковым событием со знаком плюс» налоговую реформу. По его словам, произошло «перераспределение налогового бремени без драм и конфликтов». «То есть в любых других условиях это событие стало бы поводом для серьезных тревог, но этого не произошло. А что произошло? Прогрессивная шкала получила поддержку. Если мне не изменяет память, до 80 процентов доходила эта цифра. Основная часть россиян ничего не потеряла. И появилась надежда на сокращение имущественного разрыва», — добавил эксперт.