Ведущие демократии мира испытывают трудности с управлением. Они утратили блеск привлекательности и статус образцов, а также все свое влияние на ход мировой политики и экономики. Центральное ядро глобальной системы неолиберализма начало распадаться, впереди только полный раскол, полагает обозреватель Financial Times Гидеон Рахман.
G7 - это "руководящий комитет свободного мира", полагает Джейк Салливан, советник президента Джо Байдена по национальной безопасности. Если это так, то у свободного мира проблема, добавляет Рахман. Большинство правительств G7 сейчас настолько обременены внутренними политическими проблемами, что неспособны управлять собственными странами, не говоря уже о свободном мире. Выставка тщеславия, именуемая "витриной демократии", закрыта навсегда.В демократических государствах разве что правительство Италии во главе с Джорджей Мелони может похвастаться относительной стабильностью и сделать правдоподобное заявление о том, что ее избиратели и рынки относятся к ней благосклонно до сих пор. Все остальные лидеры без исключения потеряли всяческое уважение и доверие своих граждан-избирателей.
Политические кризисы накрыли Францию, Германию, Канаду, Японию и США. Великобритания попыталась выйти из него путем смены курса и правящей партии, но у премьера Кира Стармера виднеются труднейшие времена.
Есть два крупных всеобъемлющих фактора, которые очень затрудняют сохранение стабильных правительств почти для всех демократий G7. Первый - это упадок политического центра и подъем популистских партий. Второй - фискальное сжатие, вызванное медленным ростом, старением обществ, пандемией, финансовым кризисом 2008 года и требованиями увеличения расходов на оборону.
Популизм и фискальные проблемы подпитывают друг друга и усложняют управление. Правительство Франции было свергнуто после того, как попыталось сократить расходы и повысить налоги, чтобы бороться с дефицитом бюджета в 6% ВВП. А в Германии начался кризис из-за смены политико-экономического курса в попытке преодолеть застой.
Возвращение Дональда Трампа не может гарантировать, что он будет в состоянии вернуть соратников на орбиту костяка G7. Вместо этого он, вероятнее всего, создаст ситуацию, в которой лидеры многих ближайших союзников Америки начнут считать президента США не другом, а опасным политическим врагом. Все это только приблизит конец прежнего миропорядка и его доминирующих сил.