На вопрос о трудоустройстве молодежи Айсен Николаев ответил, что, готовясь к оглашению послания, обработал достаточно большой массив информации:
— На 1 декабря в республике официально было 9,5 тысяч заявок от работодателей на трудовые ресурсы, причем 3,5 тысячи из них — на добычу полезных ископаемых с зарплатой от 150 тысяч рублей и выше. Есть вакансии на 300-350 тысяч рублей. То есть нет у нас молодежи, которая хочет работать, а ей не дают.
В сельском хозяйстве есть вакансии с зарплатой по 350 тысяч рублей в месяц на рабочие специальности, есть управленческие — от 500 тысяч и выше. Все вакансии официальные – заходите, смотрите.
Но это у нас еще пошло уменьшение: в середине года вакансий было 12 тысяч. Конечно, здесь очень важны вопросы повышения производительности труда и улучшения условий труда. Мы никогда не добьемся того, чтобы молодежь оставалась в малых хозяйствах на селе. Нужно создавать современное товарное производство. В Тулагино же «Саюри» создали, и люди туда идут. Работа тяжелая, но они идут, потому что условия там хорошие.
А гранты на фермерское хозяйство нас не спасут. Если мы готовим специалистов с высшим образованием, они должны нацеливаться на работу в высокопроизводительных эффективных хозяйствах, которые мы должны создавать.
В строительных и коммунальных отраслях также нехватка кадров. Выпускников строительного техникума, инженерно-технического факультета, как говорится, с руками-ногами оторвут. В январе у нас открывается новая линия ДСК. С введением новых технологий он стал гораздо компактнее, но по мощности не уступает старому. Там нужны люди, которые умеют работать с программными продуктами, современными технологиями. Мы должны поддерживать подготовку кадров для работы на современных высокоэффективных производствах.