Согласно заявлению, опубликованному Министерством обороны Китая 23 декабря, генерал Чэнь Хуэй назначен новым политическим комиссаром Народно-освободительной армии Китая (НОАК). В иерархической структуре НОАК, армии, контролируемой Коммунистической партией Китая, политический комиссар отвечает за обеспечение политической лояльности военнослужащих и надзор за кадровыми вопросами.
Чэнь сменил на этом посту генерала Цинь Шутуна, который занимал эту должность как минимум с января 2022 года.
На момент публикации не было предоставлено никаких официальных объяснений по поводу отстранения Цинь, поэтому его нынешняя роль и местонахождение остаются загадкой.
61-летний Цинь отсутствовал на церемонии 23 декабря, на которой Чэнь получил звание генерала, согласно кадрам, показанным Центральным телевидением Китая (CCTV). Вопреки обычной практике, на мероприятии также не присутствовал командующий сухопутными войсками НОАК генерал Ли Цяомин, что вызвало спекуляции среди сторонних наблюдателей на фоне продолжающейся антикоррупционной кампании.
С июля прошлого года кампания по искоренению коррупции привела к падению более десятка высокопоставленных военных и руководителей оборонной промышленности.
Среди них бывший министр обороны Ли Шанфу, который был уволен со своего поста в октябре 2023 года после того, как на два месяца исчез из поля зрения общественности без каких-либо объяснений. В июне этого года Ли и его предшественник были исключены из партии по обвинению в злоупотреблении властью и получении крупных взяток, как тогда сообщили государственные СМИ.
Последним военным чиновником, попавшим под борьбу со взяточничеством, был адмирал Мяо Хуа, один из шести членов Центральной военной комиссии (ЦВК), которая командует НОАК. 28 ноября министерство обороны Китая заявило, что Мяо был отстранён от должности и помещён под расследование за «серьёзные нарушения дисциплины», что в компартии Китая является эвфемизмом для обозначения коррупции.
Мяо возглавлял политический отдел Центрального военного совета с 2017 года. В его обязанности входило следить за идеологической верностью и продвижением по службе высокопоставленных сотрудников. Его опала усилила слухи о борьбе за власть в высших эшелонах компартии, особенно с учётом того, что Мяо считается союзником лидера партии Си Цзиньпина. Некоторые аналитики интерпретируют эти перестановки как признаки потенциального кризиса власти, с которым столкнулся Си Цзиньпин.
В своём ежегодном отчёте Пентагон заявил, что масштабная кампания по борьбе с коррупцией, возможно, подорвала его усилия по модернизации вооружённых сил Китая к 2027 году.
«Эта частая ротация и замена высокопоставленного персонала, безусловно, могут привести к сбоям в работе», — сообщил журналистам высокопоставленный представитель Пентагона, представляя отчёт 18 декабря.
Например, когда власти расследуют коррупцию в конкретном секторе оборонной промышленности, это «может замедлить их работу, поскольку они пытаются провести тщательное расследование и понять глубину и масштабы коррупции в конкретном случае», сказал чиновник.
Тем не менее, по словам официальных лиц, Пекин вряд ли откажется от своей кампании по борьбе с коррупцией, поскольку Си Цзиньпин сделал её «визитной карточкой своего правления».
Эли Ратнер, помощник министра обороны США по вопросам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, предположил, что антикоррупционная кампания может привести к «параличу» на более низких уровнях военной иерархии, где люди могут опасаться пристального внимания.
«То, что мы видим сейчас… это лишь верхушка айсберга, — сказал Ратнер на мероприятии Центра стратегических и международных исследований после публикации доклада. — И следует ожидать, что это будет… продолжаться, и в ближайшие годы мы будем видеть всё больше и больше».