На дворе 1993 год. Россия переживает тяжёлые экономические и политические изменения. В октябре дело доходит до штурма «Останкино». Под грохотом стёкол, визги пуль и шум толпы по коридорам чёрных ходов телецентр покидают актёры, которые совсем недавно ввязались в авантюру, сами не понимая зачем и почему. Так начинались съёмки «Петербургских тайн» – одного из первых российских сериалов.
В эпоху кризиса в кинематографе и для актёров, и для зрителей этот проект стал настоящим подарком – исторические реалии XIX века, захватывающий сюжет авантюрной мелодрамы никого не оставили равнодушными. Проект, которому долго не находилось место в сетке вещания телеканалов, резко контрастировал с бандитско-милицейским беспределом, заполонившим эфир, и составил серьёзную конкуренцию мыльным операм из Бразилии и Аргентины, которыми был заполнен телеэфир в те годы. Любимые артисты в роскошных платьях и сюртуках радовали глаз. Но главное - это сюжет, в котором смешались каноны мыльных опер и русской классической литературы.
"Петербургские тайны" - вольная интерпретация романа Всеволода Крестовского "Петербургские трущобы". Об этом сразу заявлялось в начальных титрах. Роман, подробно описывающий петербургское дно, в 1860-е был настоящим бестселлером, - его покупали, читали, обсуждали. О нём говорили даже Тургенев и Достоевский. Первый, правда, больше ругал и называл бульварным чтивом, второй оценил по достоинству и не раз приглашал автора публиковаться в своём журнале.
До выхода сериала мало кто из россиян знал о сущесствовании книги. Телефильм пробудил к творению Крестовского невероятный интерес и стимулировал издателей к выпуску книги. Впрочем, поклонники "Тайн" оказались весьма разочарованными (если не сказать больше), поскольку написанный тяжёлым языком с обилием жаргонизмов и арго роман производит очень гнетущее впечатление. Любимые персонажи оказались, так сказать, по ту сторону закона. Все мелодраматические ходы Крестовский принёс в жертву обличению тогдашний социальных язв и сознательно выписывал всю чернь и низменность жизни Петербурга первой половины XIX века. Его целью было заставить читателей рыдать от боли за трагические судьбы героев.
Как рассказывал один из сценаристов Анатолий Гребнев, взяться за переложение книги, о которой он имел весьма смутное представление, на язык кино его уговорил режиссёр Леонид Пчёлкин, инициатор проекта, которого сейчас бы назвали шоураннером.
Тогда, в начале 1990-х, многим ещё казалось, что сериалы - это пошло и низко, а киноискусство обязано воспитывать вкус и говорить о высоком. Но, как ни странно, это и был главный аргумент Пчёлкина, - создать культурный отечественный сериал. "Неужели наши люди, не заслуживают ничего лучшего, чем мексиканский ширпотреб?", - говорил он. И многие соглашались. Вернее, все, - и артисты, и сценаристы, и режиссёры.
Сразу планировалось убрать из романа с подзаголовком "Книга о сытых и голодных" всё остросоциальное, развить и досочинить романтическую и авантюрную линии. Вместе с Гребневым за дело взялись театральные драматурги Елена Гремина и Михаил Угаров. Предстояла большая работа, - 1500 страниц текста.
"Сценарий не был готов к началу съёмок, писали мы его вдогонку, дистанция иногда угрожающе сокращалась. Первые 12 серий уже пошли в эфир, мы же ещё додумывали сюжетные ходы, всё дальше отходя от романа", - рассказывал Гребнев в своей книге "Записки последнего сценариста".
Надо отдать должное создателям «Тайн». Не имея большого бюджета они убедили целую плеяду известных актёров сниматься в диковинной штуке - сериале! Диком, на тот момент, неизвестном жанре. Да, были советские многосерийные фильмы, но они делались по госзаказу, снимались, монтировались и озвучивались, мягко говоря, не спеша, годами, и не имели такой протяжённости. А тут исторический сериал на 48 серий! Снимать нужно быстро в с живым звуком, и килотоннами текста, почти без репетиций.
Возможно, сказалась ещё советская закалка: при минимуме средств и возможностей выдать максимум. Все без исключения актёры играют тонко, глубоко, по-театральному изящно. В каждой сцене знакомое лицо: Елена Яковлева, Николай Караченцов, Виктор Раков, Михаил Филиппов, Дмитрий Брусникин, Валерий Баринов, Лидия Федосеева-Шукшина, Владимир Стеклов и многие-многие другие...
Как удалось режиссёру уговорить их всех, так и осталось загадкой. Но что ещё удивительнее, знаменитые артисты, уже избалованные высокими гонорарами, согласились работать буквально за копейки. Трудились фактически за идею, ну и потому, что все любили Пчёлкина, - это признанный факт.
Когда журналисты спросили у Николая Караченцева про заработки, тот ответил: "Гонорары просто смешные. Но зато я писем от зрителей получил мешок как минимум". Актер заявил, что и за золотые горы не согласился бы играть персонажа, который ему не нравится. Но его герой, Сергей Антонович Ковров, пришёлся по душе, как и миллионам людей по ту сторону экрана.
Серж Ковров был одним из двух персонажей, чью линию пришлось досочинять. В романе ему было отведено буквально несколько страниц, зато в фильме отставной поручик влюблен в Юлию Бероеву в исполнении Евгении Крюковой, и как настоящий дворянин готов пойти на все, чтобы спасти жизнь и честь любимой дамы, покарать людей, сломавшей ей жизнь. В отличие от автора романа, который презрительно описывал петербургскую знать, сценаристы были уверены, что от дворян сегодня ждут иного.
Вторым таким же придуманным героем был Николай Чечевинский, которого сыграл Виктор Раков. В романе он карточный шулер и фальшивомонетчик, в сериале - благородный представитель высшего общества, не теряющий надежды найти пропавшую сестру и вернуть честь своей фамилии.
Поскольку денег не было, экономили на всем, - собственно "Петербургские тайны" были отсняты в основном в Москве. Везти актеров, живущих в столице, в Санкт-Петербург, было непомерно дорого. Там снимали только проезды карет.
Интерьеры помещений воссоздали в телецентре "Останкино", натурные сцены игрались в подмосковных городах и усадьбах, московских лесопарках. Усадьба Суханово превратилась в усадьбу Чечевинских, а особняк дома 18 по Малой Дмитровской стал резиденцией генеральши Амалии Потаповны фон Шпильце.
Техника была старой, казалось, что камера готова развалиться в любой момент. Костюмы - по несколько раз перешиты. Судя по их виду, в них отыграл свое не один десяток артистов. Участники съёмок смеялись, что, мол, слава богу, зрители не видит вблизи, в чём ходили представители высшего общества! Но никто не жаловался. Актёры находили время между репетициями в театрах и приезжали на съёмки.
Сегодня, 30 лет спустя, сериал "Петербургские тайны" называют одним из самых недооценённых в своё время, а многие знаменитые актёры признаются, что именно с него начала отсчёт их успешная кинокарьера.
Чем ближе оказывался финал, тем яснее становилось сценаристам, каким он будет. Порок должен быть наказан, а добродетель восторжествовать, - зрителям было нужно торжество справедливости, которого так не хватало в обычной жизни в лихих 1990-х.
"Уж не знаю, искусство ли это или что-то другое, но, если ты доставил удовольствие людям в эти вечера, если дал им "хороший конец", которого они ждут, не казнись - совесть твоя чиста", - вспоминал потом сценарист Анатолий Гребнев. Поэтому хитрого управляющего Хлебонасущенского настигает правосудие, незаконнорожденная дочь княжны Марьи возвращается домой, с Сергея Коврова снимают все обвинения, и он может спокойно увезти любимую Юлию Бероеву за границу.
Продолжение сериала "Петербургские тайны. Развязка" уже не пользовалось таким успехом. Новые 12 серий вышли на экраны в 1998 году. Но это были уже другие времена, а с ним пришли и новые фильмы.