США заинтересованы в приобретении Гренландии, заявил Дональд Трамп. По его словам, владение этим островом необходимо для обеспечения национальной безопасности страны. На днях он также пригрозил вернуть контроль над Панамским каналом из-за якобы несправедливых тарифов на его использование. Ранее избранный президент США предположил, что Канада и Мексика могли бы войти в состав Соединённых Штатов вместо того, чтобы получать от Вашингтона субсидии. По мнению аналитиков, подобные заявления отражают основные черты будущей внешней политики Трампа: она будет основана на грубом диктате и шантаже.
Вашингтон заинтересован в получении контроля над Гренландией, заявил избранный президент США Дональд Трамп в соцсети Truth Social, комментируя выбор Кена Хауэри на должность главы дипмиссии в Дании.
«С радостью объявляю, что выбрал Кена Хауэри на должность посла Соединённых Штатов в Дании... США считают, что владение Гренландией и контроль над ней абсолютно необходимы в целях обеспечения национальной безопасности и свободы во всём мире. Кен отлично справится с представлением интересов США», — сказал он.
В свой первый президентский срок Трамп уже интересовался возможностью приобретения Гренландии. Об этом в 2019 году сообщила газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники. Позже в Белом доме фактически подтвердили эту информацию.
В Дании тогда отказались обсуждать возможную продажу своих территорий. В МИД страны напомнили, что Гренландия богата ценными ресурсами, в том числе минералами и морепродуктами. Кроме того, остров является перспективным направлением для туризма. В Копенгагене подчеркнули, что Дания открыта для бизнеса, но не для продажи региона.
Идея приобретения Гренландии площадью более 2 млн кв. км обсуждалась в США и ранее. В частности, после Второй мировой войны президент Гарри Трумэн сделал Дании официальное предложение на этот счёт, но получил отказ.
При этом США уже много лет имеют на острове военное присутствие — там расположена самая северная база Пентагона.
По словам аналитиков, интерес Трампа и США к острову объясняется обострением противостояния в Арктике.
«Арктика — это сокровищница природных ресурсов и стратегически значимый регион мира, где проходит в том числе Северный морской путь. Многие эксперты считают, что Арктика станет главным театром военных действий в XXI веке. Очевидно, США готовятся к противоборству с Россией в этом регионе. Гренландия могла бы стать для них хорошим форпостом», — заявил в комментарии RT научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН, политолог-американист Константин Блохин.
Схожей точки зрения придерживается и советник директора РИСИ Илья Кравченко.
«Это попытка Трампа прощупать реакцию международного сообщества. Чем ближе к инаугурации, тем больше будет таких заявлений. При этом США действительно в последние годы всё больше внимания уделяют арктическому направлению. В Вашингтоне давно сложилось мнение, что Арктику нужно осваивать более активно, чтобы помешать там влиянию России. Всё это укладывается в американскую концепцию сдерживания РФ», — сказал специалист в беседе с RT.
Помимо притязаний на Гренландию, Дональд Трамп в последние дни отметился и другими неоднозначными высказываниями в области внешней политики. Так, он сообщил, что США могут потребовать вернуть контроль над Панамским каналом, если текущие условия его использования не будут пересмотрены.
В Truth Social политик напомнил, что эта транспортная артерия «считается одним из важнейших национальных активов Соединённых Штатов, поскольку играет чрезвычайно важную роль в экономике и национальной безопасности Америки».
«Безопасность Панамского канала имеет ключевое значение для американской торговли и быстрого развёртывания наших военно-морских сил, от Атлантического океана до Тихого, кроме того (благодаря ему. — RT) значительно сокращается время доставки грузов в американские порты», — написал Трамп.
Республиканец также отметил, что США больше остальных пользуются каналом, и упрекнул Панаму в несправедливых тарифах, установленных для прохождения через него.
«Панама не имела права устанавливать для США, наших военно-морских сил и корпораций, ведущих бизнес в нашей стране, непомерно высокие цены и ставки за проход... Предъявляемые Панамой расценки в голове не укладываются... Это совершенно «грабительское поведение» по отношению к нашей стране прекратится незамедлительно», — пообещал избранный президент США.
Также, по словам Трампа, Вашингтон никогда не допустит, чтобы «канал попал в чужие руки».
«Он был отдан не для того, чтобы на нём наживались другие, а просто в знак сотрудничества между нами и Панамой. Если моральные и юридические принципы этого великодушного жеста дарения не соблюдаются, тогда мы потребуем, чтобы Панамский канал был возвращён нам полностью и без вопросов», — заключил он.
Президент Панамы Хосе Рауль Мулино в ответ на подобные претензии опубликовал видеообращение в соцсети Х, в котором напомнил, что республика получила контроль над каналом на законных основаниях в соответствии с договором, подписанным между странами в 1977 году. Его имплементация завершилась в 1999 году.
Кроме того, Мулино отметил, что канал не подчиняется США, Китаю, ЕС или каким-либо другим внешним игрокам и остаётся открытым для всех стран.
Панамский лидер также отверг претензии Трампа по поводу тарифов. По его словам, цена за использование канала формируется на прозрачных принципах и зависит от стоимости эксплуатации пути, ситуации на рынке и других факторов.
Президент Панамы подчеркнул, что каждый метр канала принадлежит республике, а суверенитет и независимость страны не могут быть предметом переговоров.
В ответ на слова Мулино Трамп написал в Truth Social: «Мы ещё посмотрим!»
По мнению Константина Блохина, слова Трампа могут свидетельствовать о том, что будущая администрация США попытается в той или иной форме восстановить действие Доктрины Монро.
«Войну из-за канала они, конечно, не начнут. Но само заявление показывает заинтересованность США в новой версии Доктрины Монро, согласно которой всё западное полушарие воспринимается как задний двор Вашингтона и является зоной их приоритетного внимания», — заявил специалист.
Илья Кравченко полагает, что недовольство Трампа могло быть вызвано и всё более активным использованием канала Китаем. Эксперт не исключает, что республиканец применит экономическое давление, чтобы добиться от Панамы нужных США уступок в этом вопросе.
«Возможно введение санкций, дополнительных пошлин, квот на поставки товаров. Вашингтон при новой администрации явно будет заинтересован в усилении влияния в западном полушарии», — сказал политолог.
Как подчёркивают аналитики, недавно Трамп отметился достаточно грубыми выпадами в адрес Канады и Мексики. В декабрьском интервью NBC News он заявил, что эти страны могли бы войти в состав Соединённых Штатов вместо того, чтобы получать от Вашингтона субсидии.
Кроме того, по данным Fox News, на переговорах с канадским премьер-министром Джастином Трюдо Трамп якобы пригрозил ему, что Канада может стать 51-м штатом США, если Оттаве не удастся решить проблему нелегальной миграции и контрабанды наркотиков. Глава канадского Минобороны Уильям Блэр назвал эти слова шуткой, однако слова Трампа наделали много шума в СМИ.
В дополнение к этому республиканец угрожает Евросоюзу введением пошлин, если Брюссель не увеличит закупки нефти и газа из США.
По мнению аналитиков, подобные ультимативные высказывания позволяют составить представление о том, какой будет внешняя политика Трампа после его вступления в должность.
«Мы помним, как во время первого срока Трамп жёстко высказывался о необходимости членам НАТО тратить на оборону не менее 2% ВВП. Поначалу к этому многие относились скептически, но потом им всё же пришлось это выполнять. Так что Трамп не просто так делает подобные выпады», — заявил Илья Кравченко.
Константин Блохин полагает, что партнёрам США будет непросто выстраивать отношения с Вашингтоном при Трампе.
«Легко с ним не будет. Это будет политика ультиматумов и диктата. Его главным принципом во внешней политике была заявлена формула «мир через силу». Так что при Трампе Вашингтон будет демонстрировать напористость, агрессию и такой вот нагловато-хамоватый стиль ведения дел», — резюмировал политолог.