При решении споров о бездоговорном потреблении электрической энергии, суду необходимо выяснить причины замены поставщика электрической энергии, и была ли доведена до потребителя информация об этом, а также, соответствовали действия нового поставщика требованиям добросовестности.
На эти требования закона указал Верховный суд РФ, рассмотрев иск электросетевой компании к Михаилу Л.. Она утверждала, что собственник нежилых помещений в многоквартирном доме получал электроэнергию без заключения договора в течение 8 месяцев.
Дело дошло до Верховного суда. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что именно на сетевой организации лежит обязанность удостовериться в том, что все потребители заключили в письменной форме договор, обеспечивающий продажу им электрической энергии. По факту выявленного безучётного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт и не позднее 3 рабочих дней передаётся гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации). При составлении акта о неучтённом потреблении электроэнергии должен присутствовать сам потребитель. То есть законодательством предусмотрены требования к процедуре проведения проверки и порядку фиксации её результатов. В данном деле акт неучтённого потребления был составлен в отсутствие потребителя, а указанная в документе дата уведомлении о времени и месте не соответствует действительности, согласно идентификатору почтового отправления: не 4, а 13 апреля. При этом период бездоговорного пользования электроэнергией определён в акте на три года раньше, чем электросетевая компания приняла на себя обязательства по снабжению этого многоквартирного дома. Также в акте указано, что бездоговорное потребление электрической энергии происходит с нарушением правил технологического присоединения, но также бездоказательно. В свою очередь, Михаил Л. Показал суду договор, заключённый с ТСЖ многоквартирного дома, с указанием, что оплата электроэнергии осуществлялась Михаилом Л. согласно показаниям индивидуальных приборов учёта, установленных сотрудниками ТСЖ.
Верховный суд РФ, отказывая в требованиях энергопоставщика к Михаилу Л., указал на статью 1 ГК РФ: при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Как следует из положений ст. 307 ГК РФ, при установлении, исполнении обязательства стороны должны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд, в зависимости от обстоятельств дела и с учётом характера и последствий такого поведения, отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны.