Замок Монфорт — штаб квартира Тевтонского ордена в Палестине (то, что от него осталось)
«Философским камнем», позволившим крестоносцам захватить и удержаться у власти в завоёванной стране, невзирая на мощные восстания, опиравшиеся на помощь враждебных Ордену соседей, стало умение строить замки. Научились этому тевтонские рыцари ещё в «Святой земле», а впоследствии довели данное умение до совершенства. На всей территории Пруссии ими была построена сеть из более чем 120 замков, только на территории современной Калининградской области (а большая часть бывшей Восточной Пруссии сегодня находится на территории Польши) их было 52.
Крестоносцы старались ставить замки на расстоянии одного дневного перехода друг от друга, таким образом, вышедший в поход отряд ни одной ночи не проводил в поле. При этом сооружение такой сети было делом далеко не лёгким. В XIII веке у Пруссии была не лучшая репутация языческой страны, населённой разбойниками, поэтому мастера, поднаторевшие в строительстве замков, неохотно сюда ехали. Второй проблемой стало отсутствие в этих краях строительного камня. Впрочем, решить и ту и другую Ордену удалось...
От замка Кульм (Хелмно) осталось немного...
Первый замок в Пруссии тевтонские рыцари получили в подарок — князь Конрад Мазовецкий, пригласивший в 1226 году скучавших рыцарей во главе с Великим магистром Германом фон Зальца, которых только что попросили на выход из Венгрии, заняться решением проблемы с прусскими язычниками, подарил братьям Кульм (современный польский Хелмно). Второй замок, Торн (сейчас — Торунь) они соорудили поблизости в 1230-1231 годах. Прикрывали «Кульмерланд» третий замок — Мариенвердер (сегодня от него ничего не осталось, но на месте расположен город Квидзын) и четвёртый — Реден. А дальше — и вовсе кучно пошло...
Реконструкция штурма деревянного замка Мариенвердер
Строили рыцари быстро. Деревянный замок сооружался за считанные дни: Мариенвердер построили за четыре недели. Деревянный замок представлял из себя холм (иногда — искусственный, Пруссия бедна на возвышенности), на котором ставили башню из брёвен (обычно использовался дуб), окружённую частоколом. К выбору места для строительства подходили тщательно: новый замок старались строить на речном берегу, желательно у места впадения притока. В этом случае прокапывался ров, наполнявшийся водой, и всё сооружение оказывалось на искусственном острове. Собранного в окрестностях камня иногда хватало на фундамент башни, но, в целом, деревянный замок был временным сооружением — уж больно уязвимо дерево для зажигательных стрел, коими во время штурма засыпали замки пруссы или союзные им литовцы.
Новый замок (1340-1350 годы) Мариенвердер в Квидзыне (от старого ничего не осталось)
Закрепившись в деревянном замке, немецкие рыцари сразу же начинали заготовку кирпича на настоящий, кирпичный замок, и, как только стройматериал был запасён, приступали к постройке. Деревянный замок разбирался только после того, как его кирпичный собрат был полностью готов. Что же представлял из себя средний рыцарский замок на территории Пруссии?
Замок Мариенбург (сегодня – Мальборк) — столица Тевтонского ордена
Начнём с того, что большим он не был. Если столица Ордена — Мариенбург, Торн или Кульм были огромными, по средневековым меркам, сооружениями (хронисты XIV века отмечали, что в Мариенбурге гарнизон из тысячи человек мог обороняться в течение 10 лет, а гарнизон в 10 тысяч человек — год), то средний орденский замок представлял из себя прямоугольник или квадрат кирпичных стен с одной или двумя башнями. Главная — донжон, в которой жили орденские братья, обычно в числе 12 человек (по числу апостолов). В жилых крыльях размещались «сержанты» — арбалетчики, в среднем до 60 человек. Вторая башня — данкцер, выполняла две функции: в ней располагался туалет типа сортир (в Мариенбурге было два данкцера, причём один стоял над ручьём, чтобы все нечистоты оперативно смывались куда подальше), а в случае штурма в ней был последний рубеж обороны. Стройматериалы для строительства доставлялись издалека: камень под фундамент везли из Кёнигсберга, а известь — с Готланда, только глина и дерево были местные.
Ромбический узор — характерное украшение орденских замков
Высота крыльев замка составляла от четырёх до шести этажей, что, несомненно, производило неизгладимое впечатление на проезжающих. За очередным изгибом лесной дороги взору путников внезапно открывался высокий утёс из красного кирпича, посреди плоской как сковорода равнины. Орденская замковая архитектура была лаконичной и лишённой характерных для итальянских или французских замков украшений — только сила, только мощь! Лишь иногда по стене шёл характерный ромбический узор из более тёмного, чем основная кладка, кирпича.
Рельефы на потолке замка Тапиау (Гвардейск)
Зато внутренний интерьер был роскошен! Стены замковых помещений покрывала резьба по камню, рельефы были на сюжеты библейской
истории или отражали повседневную жизнь ордена, фрески, украшенные резьбой дверные проёмы. Особенно роскошно украшалась замковая часовня, ведь орденский замок был монастырём... На колоннах в Мариенбурге размещались сцены рыцарских турниров, что достаточно странно — ведь согласно уставу Ордена братья не имели права принимать в них участия. В каждом замке были глубокие подвалы, где хранились припасы на два года осады. В качестве припасов в документах Ордена упоминаются селёдка, треска, баранина, свинина, сосиски и сыр — обычно каждый замок обладал своей молочной фермой и сыроварней. Впрочем, сидеть в осаде все два года ни одному замку не довелось ни разу: подкрепление из соседних замков прибывало значительно раньше. Окна во внешних стенах замка были узкие и предназначались для стрельбы, зато внутренние — широкие и давали достаточно света.
Замок Тапиау — некоторое время здесь была резиденция Великого Магистра, а архив Ордена хранился до XVIII века
Тевтонским орденом управлял Великий Магистр, который должен был быть рождён в законном браке, не иметь отношений с противоположным полом и не иметь обвинений в воровстве. А вот требований к благородному происхождению долго не было — Орден основали немецкие купцы, так что первое время он был достаточно демократичной организацией. Только в 1216 году Римский папа Гонорий III выпустил буллу, в которой требовал, чтобы гроссмейстер был рыцарем и принадлежал к знатному роду. Помимо великого магистра высшими должностными лицами в Ордене были маршал, госпитальер, казначей и квартирмейстер. Маршал командовал орденской армией, госпитальер заведовал госпиталями, которые были в каждом крупном замке — Тевтонский орден по началу был частью ордена Госпитальеров, так что медициной братья были обязаны владеть. Впоследствии была учреждена должность эконома, который заботился о том, чтобы Орден был прибыльным предприятием — торговцами братья-рыцари были отменными! Провинциями ордена управляли комтуры, а в каждом замке сидел фогт. Все вышеназванные лица составляли Большой Совет.
Часовня — обязательная часть замка, он же по документам — монастырь!
Священников среди братьев было немного: командование Ордена им не доверяло и прилагало все усилия для того, чтобы они не имели особого влияния. Тем не менее, в каждом замке священник был. Все остальные рыцари приносили монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания. На их белых мантиях не допускалось никаких иных украшений, кроме чёрных крестов — все гербы, девизы и прочая символика оставались в прошлой жизни. Помимо форменной мантии каждый рыцарь имел право на две рубахи, пару штанов, две пары сапог, кафтан и спальный мешок. Лошадей каждому полагалось четыре, но все они были собственностью ордена и рыцарю давались «напрокат». Впрочем, всё это — в теории. В реальности, как писал хронист:
«Они без всякой меры напились пива, подначивая друг друга, выпили столько, что хватило бы и быку. Они не знали меры и кутили до тех пор, пока не начали трезветь. В таком состоянии они пребывали целыми днями, а порой и ночами. Если кто-либо из них превосходил других в количестве выпитого, то получал похвалу и уважение.»
Есть в хозяйственных книгах замков и записи о расходах на шутов, музыкантов и художников. В походах же братья и вовсе себя не сдерживали: в 1326-1329 годах, воюя в Польше, братья затаскивали к себе в палатки понравившихся женщин, хвастаясь тем, кто управился с большим количеством.
Замок Бальга (реконструкция)
Несмотря на легенды о несметных сокровищах Тевтонского ордена, богатым это государственное образование не было — Пруссия не самая плодородная местность. Легенды же пошли от того, что тевтонцы владели большим количеством замков, при этом иностранцы не понимали, что и рабочая сила, и большая часть стройматериалов были местными и стоили братьям недорого.
Собственно говоря, способ заработать Орден себе нашёл достаточно быстро. Он стал главным туроператором Средних веков. Дело в том, что у границ ордена лежал ценный ресурс — последнее языческое государство Европы. И братья-рыцари стали организовывать для европейских коллег регулярные «рейсы» — набеги на Литву. Дело в том, что участие в таком мероприятии приравнивалось к участию в Крестовом походе, но при этом Пруссия была куда ближе Ближнего Востока, и воевать там, где по близости всегда есть замок, готовый гостеприимно распахнуть ворота для европейских туристов, гораздо комфортнее и безопаснее. Поэтому от желающих получить рыцарские шпоры на поле боя настоящего (ну, почти настоящего) крестового похода — отбою не было. И со всех из них рыцари брали плату за своё гостеприимство.
Самый сильный удар Ордену нанёс литовский князь Ягайло. Он в 1387 году крестил Литву. В 1389 году папа Урбан VI признал Литву католическим государством. После этого причина для «рейсов» исчезла. А привычка — осталась. Для разрешения данных разногласий была начата Великая война 1409-1411 годов. 15 июля 1410 года под Грюнвальдом Ордену был нанесён смертельный удар. Нельзя сказать, что он после него исчез с лица земли: Мариенбург был крепким замком, и взять его у Ягайло и Витовта не получилось. Но вскоре в Ордене началось восстание ганзейских городов, образовавших Прусскую конфедерацию, которые обратились к польскому королю с просьбой принять их под свой скипетр. После последовавшей Тринадцатилетней войны Орден стал вассалом польской короны. А в 1525 году последний великий магистр Тевтонского ордена Альберт принял лютеранство и объявил Орден распущенным, а себя — прусским герцогом.
Замок Бальга — современное состояние
После этого история тевтонских замков подошла к концу. За века вокруг них выросли города, жители которых не любили братьев-рыцарей. Торн был разрушен жителями города в 1454 году, сегодня от него ничего кроме живописных развалин не осталось. Жители Кульма тогда же присягнули польскому королю в составе Прусской конфедерации. Мелкие замки частично были заброшены и разобраны на кирпич местными жителями, частично стали дворянскими усадьбами, лишившись укреплений.
Замок Вальдау — один из трёх наиболее сохранившихся тевтонских замков в России
Сегодня в Калининградской области относительно целыми сохранились три орденских замка — Вальдау (посёлок Низовье), Тапиау (Гвардейск) и Инстенбург (Черняховск). Остальные — развалины той или иной степени живописности. Причём значительная часть была разрушена уже в 70-80-е годы ХХ века — перекрытия между этажами и стропила в них были из хорошо высохшего за века дерева, которое имеет свойство прекрасно гореть...