DeSci — один из крипто-трендов года: DAO, токены и смарт-контракты призваны решать проблемы в науке. В этом также участвует Общество Макса Планка, которое даже основало собственный блокчейн Bloxberg. Подробнее в интервью рассказывает инициатор Фридерика Кляйнферхер.
Ученый-компьютерщик Фридерика Кляйнферхер возглавляет отдел цифровых лабораторий Общества Макса Планка. Одна из их задач — внедрить в исследовательское общество новые технологии, такие как блокчейн. Она работает над этой темой с 2017 года, а теперь вместе с bloxberg и DeSci. Germany она внедряет блокчейн в науку.
Добрый день, г-жа Кляйнферхер. Вы возглавляете инициативу DeSci. Germany и эксперт Федеральной ассоциации блокчейнов. Что вами движет?
Как Общество Макса Планка, мы должны понять и помочь сформировать новую технологию, вместо того, чтобы опаздывать на поезд и допускать возникновение новых зависимостей, как это произошло с издателями. В общем, нам пора убрать тему блокчейна/криптографии из финансового угла. Он может сделать гораздо больше, и наука является отличным примером его использования.
Как DeSci может помочь науке?
Благодаря децентрализованной науке, DeSci, у нас есть шанс привнести в научный мир парадигмы Web3, такие как неизменность данных или распределение контроля. Есть много случаев использования, когда это работает чудесно.
Какие, например?
В научном мире есть много центральных посредников. Одним из примеров является публикация издателями. Это высоко коммерциализированная и централизованная операция, от которой зависит вся научная система. Все больше и больше издателей подвергаются резкой критике. Nature обнаружила, что данные в 20 000 публикациях были неверными. Кроме того, становится все труднее найти компетентных рецензентов, в то время как статьи, созданные с помощью ИИ, наводняют издателей. Все это ставит под угрозу качество исследований и, следовательно, их достоверность.
Финансирование также сильно централизовано и имеет серьезные недостатки. Относительно легко получить финансирование на уже устоявшуюся тему, но не на новые, смелые темы. Исследования зачастую проводятся избыточно, а то, что действительно необходимо, игнорируется. Финансирование через DAO — первый случай DeSci, который действительно работает.
Или, в качестве третьего примера, давайте возьмем обработку данных: в течение добрых 20 лет мы пытались с помощью открытого доступа и открытой науки заставить ученых делиться своими данными, чтобы можно было лучше изучить результаты исследований. В принципе, многие ученые хотят этого, потому что это, очевидно, улучшает качество, но они не делают этого из страха, что другие опередят их в публикации.
И эти проблемы можно решить с помощью блокчейнов?
DeSci может быть, по крайней мере, частью решения. Точнее: это уже есть. Например, мы используем отметки времени, чтобы доказать в блокчейне Bloxberg, что общедоступные данные принадлежат конкретным ученым. SAIRA из Института Фраунгофера внедрила такую систему во время пандемии короны, чтобы облегчить быстрый обмен данными.
Если вы защитите процесс исследования временными метками, вы сможете доказать, что процесс существует и что статья не была написана за пять минут, используя ChatGPT. Уайли уже рекомендует закреплять промежуточные этапы, такие как первые изображения срезов микроскопа, используя временную метку на Bloxberg.
Вы также можете установить стимулы для рецензирования, раздавая рецензентам жетоны, которые затем можно использовать в качестве служебных токенов или представлять репутацию. Но это еще в начале.
Децентрализованные автономные организации (ДАО) позволяют децентрализовать финансирование исследований. Это привлекает новых спонсоров и открывает новые бизнес-модели с токенизацией интеллектуальной собственности.
Вы упомянули Блоксберг. Это блокчейн, который вы создали для Общества Макса Планка?
Точно. Мы искали блокчейн, который соответствовал бы нашим желаемым приложениям, но не нашли его. Поэтому мы разработали его сами. Вначале в проекте были задействованы 11 исследовательских институтов со всего мира, включая очень уважаемые университеты. Блокчейн работает стабильно с начала 2019 года, у нас есть 50 исследовательских организаций, предоставляющих узлы и более 20 миллионов транзакций. Многие из них представляют собой временные метки, подтверждающие даты или промежуточные этапы. Но я не знаю подробно, для чего нужны все транзакции.
На какой технологии основан Bloxberg?
bloxberg — это форк Ethereum с другим механизмом консенсуса — Proof of Authority. Только исследовательским учреждениям разрешено использовать валидаторы; существующие из них голосуют по цепочке, можно ли добавлять новые учреждения. На данный момент токены не монетизируются, они предназначены исключительно для защиты от спама и выпускаются нами.
Вы обеспокоены тем, что запираетесь в бункере с Bloxberg и упускаете лучшее? Большинство успешных проектов DeSci работают на публичных блокчейнах…
Действительно. Мы уже думаем, стоит ли переводить Bloxberg на Ethereum L2. Тогда это будет более совместимо с другими системами, такими как ScienceDAO или издательскими платформами. Рано или поздно мы, вероятно, также монетизируем токены, чтобы сделать наш блокчейн более независимым. Но мы все еще думаем об этом.
Каковы отзывы исследователей? Открыты ли ученые для DeSci?
Пока мы еще очень маленькие, но, насколько я вижу, DeSci быстро растет. Мы уже сертифицировали более 22 000 данных исследований для Общества Макса Планка. Это довольно много. Когда мы выступаем на общих исследовательских мероприятиях, большинство исследователей не знают, что такое DeSci, но быстро и интуитивно понимают, какие проблемы он решает. Поэтому я считаю крайне важным позиционировать себя сейчас, если через несколько лет придет время. Это все еще требует времени. Но определенно есть осознание, например, проблем с издателями.
Когда вы смотрите на ландшафт DeSci, особенно в Германии, какие проекты вы считаете наиболее интересными?
Недавно мы были на Неделе блокчейна в Берлине. Уже есть несколько сотен проектов, многие научные, некоторые коммерческие. Многое происходит, и с тех пор, как криптовалютные знаменитости, такие как Брайан Армстронг, Чанпэн Чжао и Виталик Бутерин, поддерживают DeSci, экосистема взорвалась.
До сих пор лучше всего работали Science DAO, то есть децентрализованные организации, которые берут на себя финансирование. Наиболее коммерчески успешным является Molecule из Берлина. Они даже получили финансирование от Pfizer. Биотехнологические компании уже участвуют в DAO. Традиционным исследованиям все еще нужно немного, для этого ДАО сначала должны стать юридически безопасными.
В целом, науки о жизни и здоровье кажутся наиболее восприимчивыми к DeSci. Знаешь почему?
Да, на данный момент финансирование и внимание получают в основном проекты из биотехнологического и фармацевтического секторов. Я подозреваю, что в этом есть коммерческий интерес, и крупные компании могут получить права на результаты в начале исследования. В отрасли тоже много денег. Другие дисциплины также интересуются, но представлены гораздо меньше.
А как насчет второй важной области научных исследований – публикаций – появился ли уже лидер?
Трудно сказать. Первый проект, Research.hub, хорошо финансируется благодаря Брайану Армстронгу. Я пока не знаю, есть ли здесь настоящий лидер рынка. В целом они пока не заменяют традиционных издателей. Молодые исследователи, например аспиранты, считают, что это здорово, но институты еще не готовы. Например, если вы хотите стать директором Института Макса Планка, вы должны показать, что вы публиковались в крупных авторитетных издательствах. Я думаю, что потребуется смена поколений, прежде чем такие новые модели станут популярными.
Подпишитесь, чтобы получать последние публикации на вашу электронную почту.
Source: https://bitcoinblog.de/2024/12/19/mit-desci-koennen-wir-web3-paradigmen-in-die-wissenschaft-bringen-wir-sollten-das-mitgestalten/