1953, март. Константин Рокоссовский в форме маршала Польши у гроба И.В. Сталина
21 декабря – день рождения маршала Константина Рокоссовского (1896–1968). Может показаться странным, что после 1956 года именно Рокоссовский, отсидевший в годы «ежовщины» два с половиной года в тюрьме «Кресты», оказался одним из наиболее твёрдых защитников памяти Сталина в военном руководстве.
По воспоминаниям маршала авиации Александра Голованова, в 1962 году Никита Хрущёв предложил Рокоссовскому написать статью против «культа личности Сталина», как он выразился, «почерней и погуще». На что маршал ответил:
– Никита Сергеевич, товарищ Сталин для меня святой!
На следующее утро, когда Рокоссовский, как всегда, приехал на службу, он узнал, что освобождён от должности заместителя министра обороны СССР...
Из высказываний Константина Рокоссовского:
«Теперь ничего не осталось от могущества гитлеровской армии. Только колонны пленных — растерянных, подавленных людей в потрёпанных зелёных мундирах. Многие из них впервые задумались всерьёз и начали кое-что соображать. Пусть, пусть больше думают! Поражение тоже бывает на пользу: оно учит, заставляет даже самых недалёких трезво взглянуть на жизнь и понять меру своей вины и свою ответственность перед историей».
«Отношение к военнопленным со стороны бойцов и командиров Красной Армии было поистине гуманным, я бы сказал больше — благородным, и это невзирая на то, что нам всем было известно, как бесчеловечно относились фашисты к нашим людям, оказавшимся у них в плену».
«Полководцу более славы доставляют пленные, чем убитые».
«На дорогах бурлила, била через край и подлинная человеческая радость. Толпы людей с криками ликования встречали нас, приветствовали на всех языках мира. Сердце замирало при виде этого разноплеменного людского моря. Многие были в отрепьях, измождённые донельзя, еле держались на ногах, поддерживали друг друга, чтобы не упасть. А в глазах — счастье».
«Между прочим, если вы хотите лучше узнать офицера, прислушайтесь к тому, что он говорит о своих подчинённых».
«Слава вам, чудесные советские люди! Я счастлив, что был вместе с вами все эти годы. И если я смог что-то сделать, так это благодаря вам».
Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Бернард Монтгомери (спиной). Берлин, 1945 год
Георгий Жуков, Бернард Монтгомери, Константин Рокоссовский возле Бранденбургских ворот. Берлин, июль 1945 года
Фельдмаршал Монтгомери награждает Рокоссовского орденом Бани. 12 июля 1945