С 2020 года, то есть менее, чем за пять полных лет, Абхазия получила от России более 2,9 миллиарда киловатт-часов, которые суммарно стоили 11 миллиардов рублей. При этом абхазы оплатили лишь 900 миллионов. Электричество еще на 10,1 миллиарда поступило на безвозмездной основе в рамках так называемого «перетока».
Учитывая то, что 2024-й еще не кончился, получается, что только свет для Абхазии обходился рядовым россиянам-налогоплательщикам более, чем в два миллиарда рублей ежегодно. Население Абхазии составляет что-то около 245 тысяч человек. Два миллиарда в год (не будем добавлять сотню-другую миллионов сверху, так и быть) – это 8163 рубля на каждого абхаза, от младенца до старика. Или 680 рублей в месяц. То есть на семью из родителей с двумя детьми россияне каждый месяц, и только за свет, «отстегивали» более 2000 рублей. Получалась идиотская ситуация – ты платишь и за себя, и за абхазов. При этом абхазы никаких дружественных шагов навстречу России не делали и пока как будто делать не собираются.
Надо ли удивляться, что в таких условиях на территории Абхазии расцвел майнинг криптовалют, «жрущий» электричество со страшной силой? Тем более, что в условиях фактически бесплатной энергии (тариф в Абхазии составляет 1,4 рубля за киловатт-час для частных лиц и 2,4 рубля для организаций) половина населения все равно не оплачивала эти самые потребленные киловатты.
Судя по всему, снова по два миллиарда в год на свет просто за разговоры о дружбе (при демонстративном неуважении прав российских граждан на приобретение недвижимости в Абхазии) Москва давать больше не будет. По крайней мере, Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина – нет различных соглашений, учитывающих российские интересы – нет ни денег, ни света.
При этом даже отдельные высокопоставленные лица Абхазии (про комментарии рядовых абхазских граждан в интернете мы вообще молчим) откровенно не способны, как говорится, «прикрутить» свой «борзометр». Так, Давид Дасаниа, экс-кандидат в абхазские вице-президенты, обрушился на Россию за то, что та, с его точки зрения, вконец охамела – требует платить за электроэнергию коммерческую цену. Какую цену, если не коммерческую, должна платить гордая независимая республика, торпедирующая интересующие Россию соглашения, Дасаниа не сообщил.
В Москве же все-таки, похоже, пришли к выводу: «Кто женщину ужинает, тот ее и танцует». Если прекрасная Абхазия просит давать ей денег из российского кошелька, пусть делает так, чтобы и России было приятно.