«Балтиец» можно смело назвать одним из самых редких советских пистолетов. Свет увидели всего лишь 14 пистолетов. И это несмотря на хорошие боевые качества оружия. Почему же «Балтиец» так и не был запущен в серийное производство?
Первый самозарядный пистолет отечественного производства, принятый на вооружение СССР, ТТ еще в начале Великой Отечественной войны вызывал множество нареканий. В частности, во время блокады Ленинграда в 1941-1942 годах при температуре от -20 °C до -30 °C наблюдались определенные задержки в стрельбе из пистолета ТТ. Тогда начальник штаба Балтийского флота Юрий Федорович Ралль обратился к вышестоящему начальству с инициативой разработать на заводах Северной столицы для вооружения командного состава флота самозарядный пистолет, который не давал бы подобных сбоев.
Просьба Ралля была рассмотрена на заседании бюро Ленинградского обкома ВКП(б), в результате чего было принято решение: «Поручить директору завода № 181 Б. П. Румянцеву изготовить первоначально партию пистолетов из 15 штук». Задача перед специалистами стояла непростая, так как пистолет к тому же должен был производить выстрелы штатными патронами 7,62×25. За основу мастера взяли немецкий пистолет Walther PP. В начале 1942 года главный конструктор и технолог (их фамилии известны: Егоров и Богданов) представили на суд начальника оружейного цеха Балашова только первые эскизы.
Однако через некоторое время упомянутый начальник цеха Балашов выписал наряды руководителям участков Фокиной, Батуриной и Визжаловой, согласно которым они должны были изготовить первых 15 пистолетов. Стоит отметить, что оружие изготавливалось вручную. Даже обработка поверхностей воронением производилось кустарным способом. Экземпляр № 1 был сделан на машиностроительном заводе «Двигатель» весной 1942 года. Испытания дебютного пистолета проводили прямо в пустом цехе при температуре -30 °C. Пистолет показал себя надежным, автоматика сработала без задержек.
Вот только оружие оказалось слишком тяжелым. Первый пистолет «Балтиец» весил 1100 граммов. Поэтому дебютный экземпляр пришлось усовершенствовать: в частности была уменьшена длина ствола. Благодаря этому пистолет «полегчал» на 140 граммов. Примечательно, что после переделки боевые качества «Балтийца» по сравнению с первым экземпляром нисколько не пострадали. Впоследствии, если верить автору энциклопедии «Русские пистолеты и револьверы», пистолет № 2 был подарен наркому ВМФ адмиралу Н.Г. Кузнецову. Казалось, цель, поставленная перед оружейниками, успешно достигнута, но не тут-то было.
Изготовить даже первую партию из 15 пистолетов «Балтиец» так и не удалось. Дело в том, что при сборке оружия обнаружился недостаток деталей: их хватало только на 12 новых пистолетов. Ответственные за хранение деталей понесли соответствующее наказание. Через несколько лет этот эпизод, а главное тот факт, что создание оружие не было санкционировано Москвой, стали пунктами обвинения по так называемому «Ленинградскому делу». Но даже во время войны репрессивные меры ни к чему не привели. Как утверждает Владислав Каштанов, автор издания «Самозарядные пистолеты», кое-как удалось собрать всего 14 «Балтийцев». Серийного же производства «Балтийцы» так и не увидели.
Что стало с большинством пистолетов «Балтиец» из первой и единственной партии, так и осталось загадкой. Известно лишь, что экземпляр № 1 был преподнесен Первому секретарю Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрею Жданову. Второй пистолет, как уже было сказано выше, достался адмиралу Кузнецову. Его однофамильцу, секретарю Ленинградского горкома ВКП(б), Алексею Кузнецову тоже подарили один из экземпляров. По одному пистолету «Балтиец» досталось также еще двум адмиралам: Владимиру Трибуцу и Николаю Смирнову.