Стрельба в абхазском парламенте еще раз показала, что там в качестве депутатов сидят представители различных семейно-клановых группировок, которые делят между собой рынок и сферы деятельности. И эта борьба только обострилась в момент обсуждения вопроса о применении чрезвычайных мер по борьбе с майнингом криптовалют в республике.
Те самые депутаты, которые ранее клялись в верности России и были лояльны президенту Бжания, а затем после его отставки 3 декабря все как один вдруг гневно отвергли текст инвестиционного соглашения ради «защиты родины», устроили в минувший четверг настоящую гангстерскую разборку с применением оружия.
Основным участниками конфликта стали Кан Кварчия и Адгур Харазия. Между ними возникла словесная перепалка, быстро переросшая в физическое столкновение. По данным очевидцев, споры вокруг законопроекта, касающегося полного запрета майнинга криптовалют в Абхазии, были чрезвычайно напряженными.
Мнения депутатов разделились резко, компромисс найти не удалось.
Адгур Харазия.
Свидетели показывают, что Харазия, будучи в состоянии сильного эмоционального возбуждения, достал оружие и открыл огонь. Голандзия, пытаясь разнять дерущихся, оказался в зоне стрельбы и получил смертельное ранение.
Погибший Вахтанги Голандзия.
Досталось и Кварчия, но обошлось ранением плеча, а пуля скользнула по волосам. По словам и.о. главы МВД Абхазии Роберта Киут, пострадавшему ничего не угрожает. Он получил медицинскую помощь и был временно госпитализирован в Республиканскую больницу, тогда как Голандзия привезли уже бездыханным и реанимировать его не удалось.
Интересно, что Адгур Харазия выступал за скорейшее принятие законопроекта, тогда как его оппонент был против. Вот как описывает события журналист РИА Новости, ссылаясь на неназванного собеседника в парламенте Абхазии:
«Шло комитетское заседание по полному запрету майнинга. Депутат Адгур Харазия выступал за, депутат Кан Кварчия назвал это популизмом. Затем произошла ссора, и Харазия стал палить во все стороны. Первая пуля досталась депутату Вахтангу Голандзия, затем был ранен Кварчия».
В итоге Харазия с места преступления скрылся, срочно выехав в своё родовое село на границе с Россией и для его поимки правоохранители задействовали план «Перехват».
Для обсуждения чрезвычайного происшествия исполняющий обязанности президента Бадра Гунба даже собрал экстренное заседание Совета безопасности, на котором обсуждались детали взаимодействия правоохранительных органов и прокуратуры в деле задержания убийцы.
Но проблема заключается в том, что сбежавшего к родственникам Адгура Харазия поймать очень непросто, так как он глава влиятельного в Абхазии клана, а ранее был даже руководителем администрации Сухума. Его прошлое отягощено преступлениями, связанными с незаконным обращением оружия. В декабре 2020 года он уже был задержан после инцидента со стрельбой, в результате которого один человек получил ранение ноги. Тогда против него были возбуждены уголовные дела по статьям об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью и незаконном обороте оружия.
То есть, если проводить операцию по силовой поимке беглеца в его районе, то дело может дойти до кровавых столкновений, так как члены семейного клана Харазия хорошо вооружены, имеют укреплённые особняки и пользуются поддержкой жителей ряда приграничных населённых пунктов. А так как в республике шла постоянная конкурентная борьба полукриминальных группировок, то ситуация может быстро докатиться до состояния гражданской войны, если опального депутата поддержат другие влиятельные семьи.
И теперь нынешние временные власти Абхазии стоят перед серьёзной дилеммой – либо отправлять силы МВД в родовое гнездо душегуба и получить вооружённое сопротивление местных, либо перейти к переговорам и позорно договориться о сохранении статус-кво без ареста и осуждения эмоционального народного избранника. Оба варианта плохи для официального Сухума, и сейчас члены временного кабинета министров и исполняющий обязанности президента ломают голову, как выйти из этой проблемной ситуации.
Это очень скверная ситуация, так как до февральских внеочередных президентских выборов еще два месяца, а положение уже усугубляется стрельбой в стенах парламента с неизвестными последствиями для мира в Абхазии. Как мы и предупреждали ранее, в республике в результате сноса прежней законной власти из-за массовых волнений, организованных сверху конкурирующими группировками через так называемую оппозицию, обязательно разразится кризис государственного управления.
Нынешние номинальные власти оказываются просто неспособными сохранить контроль над ситуацией, тем более, что она усугубляется жесточайшим финансовым и энергетическим коллапсом. Задержка с введением чрезвычайного положения в стране даёт о себе знать, так как энергетики и силовики оказываются неспособными в полной мере развернуть борьбу с массовым майнингом.
Законопроект о полном запрете майнинга и введении более жёстких мер в отношении нарушителей и тех, кто завозит оборудование, принятый сначала в первом чтении 16 декабря, в итоге забуксовал в жарких спорах депутатов, которым не хватило того единства, с коим они так дружно отвергли инвестиционное соглашение с Россией еще в начале месяца.
А дело в том, что в Национальном собрании собрались крупные собственники или их представители, главы или участники влиятельных родоплеменных объединений, которые не готовы так просто отказаться от прибыльного промысла, так как все они задействованы в этой системе добывания криптовалют. В итоге начавшейся кампании всё же стали задеваться интересы влиятельных семей и развернулась настоящая баталия за то, кто пойдёт под нож, а кто сохранит свой бизнес до хороших времён.
Именно с этого ракурса надо рассматривать нынешние разборки в парламенте, ведущие к открытой стрельбе в республике, где каждый имеет доступ к оружию. И эта банка с пауками может в любой момент опрокинутся, что также является следствием проявленной слабости и уступок «оппозиции», когда был спущен спусковой крючок для нынешнего процесса политической деградации.
Нехватка силы воли, непоследовательность и нерешительность в деле борьбы с организованной добычей криптовалют только усугубляет ситуацию. И если сейчас центральная власть снова проявит слабость, откажется от введения чрезвычайных мер по наведению порядка, то ещё больше уронит свой авторитет и потеряет окончательно лицо. В этом случае сценарий появления «Ичкерии 2.0» на южной границе России может быть действительно реализован.
Автор: Айнур Курманов