Периодически не только в Сети, но порой и от различных общественных деятелей и журналистов можно услышать о некоем «завещании Владимира Ленина», в котором он выразил свою последнюю волю относительно захоронения.
Смерть вождя
Тема эта упорно поднимается раз за разом, выступая в качестве одного из аргументов в споре о судьбе Мавзолея. В связи с этим не будет лишним напомнить о том, как обстоит дело в реальности.
Владимир Ленин умер 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут в усадьбе Горки Подольского уезда Московской губернии после тяжелой продолжительной болезни. В 22 часа в Кремле специальная комиссия наметила первые мероприятия по организации похорон, а в 2 часа 15 минут ночи состоялся экстренный пленум ЦК партии. В 3 часа 30 минут состоялось заседание Президиума ЦИК СССР для выбора членов комиссии по организации похорон Ленина. В неё вошли Клим Ворошилов, Владимир Бонч-Бруевич, Вячеслав Молотов и назначенный председателем комиссии Феликс Дзержинский.
23 января гроб с телом Ленина был доставлен на Павелецкий вокзал Москвы. Местом прощания с вождем стал Колонный зал Дома Союзов.
Как возникла идея Мавзолея
Предложения о том, чтобы сохранить тело Ленина, стали поступать с мест и поначалу не имели какой-то конкретики. Медики сообщили, что такая процедура теоретически возможна. Дискуссия на сей счет была оживленной. Предложение поддержали Дзержинский, Молотов, Красин, Муралов. Против высказывались Троцкий, Бонч-Бруевич, Ворошилов. Крупская дала разрешение на временное сохранение тела, попросив вернуться к окончательному решению этого вопроса позже.
В первый деревянный Мавзолей тело Ленина поместили 27 января 1924 года. На тот момент никто точно не мог знать, сколь успешными будут усилия ученых, поэтому ни о каком сохранении тела на протяжении десятилетий речь не шла. В мае 1924 года лаборатория под руководством Владимира Воробьева и Бориса Збарского представила плоды своих усилий по долговременному бальзамированию на суд делегатов XIII съезда партии. Затем на Ильича смогли посмотреть делегаты 5-го конгресса Коминтерна.
Результат научного эксперимента превзошел все ожидания — тело удалось сохранить в отличном состоянии, Ленин выглядел как живой.
Именно после этого было принято решение о создании гранитного Мавзолея, который известен сейчас.
Кто придумал историю с завещанием?
В документах заседаний, на которых решалась судьба тела Ленина, нет упоминаний ни о каком завещании Владимира Ильича. «Политическим завещанием» впоследствии назовут так называемое «Письмо к съезду», но в нем нет никаких пожеланий о погребении.
Впервые о «завещании Ленина» заговорили в 1989 году. Можно указать трех человек, которые могут претендовать на приоритет — писатель и журналист Юрий Карякин, режиссер Марк Захаров и политик Анатолий Собчак.
2 июня 1989 года на заседании I Cъезда народных депутатов СССР Юрий Карякин заявил: «Еще в детстве я узнал один тихий, почти абсолютно забытый нами факт. Сам Ленин хотел быть похороненным возле могилы своей матери на Волковском кладбище в Петербурге. Естественно, Надежда Константиновна и Мария Ильинична, сестра его, хотели того же. Ни его, ни их не послушали... Была попрана не только последняя политическая воля Ленина, но была попрана его последняя личная человеческая воля. Конечно, во имя Ленина же».
Слова Карякина являлись не фактом, а фейком. Сам же он в интервью журналу «Смена» впоследствии утверждал: «Так и сказал (проверьте стенограмму) — о тихой, шепотной легенде, ходившей в старобольшевистских кругах: мол, Ленин хотел, чтобы его похоронили там. Ни больше, ни меньше... Хотя на днях прочитал в какой-то газете: последнее слово завещания Ленина не выполнено. Неправда, документов таких нет».
Официальный ответ
В 1990-х годах тема захоронения тела Ленина на властном уровне поднималась неоднократно. И завещание покойного стало бы железным аргументом.
Но в 1997 году Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (бывший Центральный партийный архив) выдал администрации президента Бориса Ельцина следующее заключение: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно «последней воли» Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище... В письме к дочери Инессы Арманд Надежда Константиновна Крупская писала: «Его надо похоронить с товарищами; вместе под Красной (Кремлевской) стеной пусть лежат». Реквизиты письма: РЦХИДНИ, ф. 12, оп. 2, д. 254, л. 7 об.
На этом тему можно считать закрытой. Любые дальнейшие спекуляции по этому поводу являются либо невежеством, либо сознательной ложью.
Какие бы решения в дальнейшем не были приняты относительно тела Ленина и Мавзолея, никакого отношения к воле самого Владимира Ильича они иметь не будут.