Травники, лекари и огороды
– Первые аптеки, открывшиеся в нашем городе, как и во всей России, были делом неприбыльным. Простые воронежцы лекарств избегали и больше доверяли местным знахарям и травникам. Среди тех, конечно, были и настоящие народные врачеватели, владевшие целебными секретами многих местных трав. Но случалось, что доходило до абсурда, и заболевшего человека лечили сулемой, мышьяком, купоросом, горячими кирпичами, крепкой водкой.
И все-таки прообразом аптечного дела в Воронеже были именно травы. Первые аптекарские огороды появились у нас еще до XVIII века. В районе нынешних Шилово, Малышево, Графской специально для лечения выращивали валериану, горицвет, белену, крушину, зверобой, ромашку, липу. Один из аптекарских огородов находился рядом со зданием нынешней научной библиотеки ВГУ на проспекте Революции. Здесь располагался одноэтажный дом с мезонином, и прямо за ним выращивали лекарственные растения. Есть у нас с тех времен аптекарский огород, основанный еще Петром Первым. Теперь это ботанический сад ВГУ. А тогда в нем выращивались лекарственные растения для аптеки Гостиного двора.
С большим трудом
– Первая аптека в Воронеже появилась в начале XVIII века. В 1738 году по решению Медицинской канцелярии Сената в Воронеж из Астрахани перевелся штаб-лекарь Волтерс. Ему было указано перевезти все свои лабораторные и химические материалы и сразу же по приезде приступить к заготовке лекарственных трав. Это была первая казенная «полевая» аптека в нашем городе. Но тогда даже губернатор Егор Иванович Пашков, поручивший дать для аптекаря лучший двор, не смог этот свой указ довести до исполнения. И вообще многие указы касаемо аптечного дела тогда по России претворялись с большим трудом – аптеки оставались делом неприбыльным, среди населения были непонятны и не приняты. Их тогда буквально насаждали в городах и земствах. Простой люд очень боялся заморских лекарей-аптекарей. Есть даже информация, как в Ярославле того времени аптекарю платили только за то, чтобы он бесплатно раздавал снадобья и лекарства населению, принимать которые люди не хотели.
С немецким уклоном
– Становление аптечного дела как профессиональной сферы в Воронежской губернии началось к концу XVIII века – после того как при губернских больницах было велено учреждать аптеки. В 1780 году Приказ общественного призрения открыл аптеку в Воронеже в одном здании с приютом инвалидов. В 1860-е годы она перешла в ведение губернского земства и стала снабжать лекарствами все воронежские уезды. На месте нынешнего Воронежского почтамта открылась аптека лекаря Зигера. Сначала она соседствовала здесь с почтовой службой, а затем Зигер передал ее в городскую казну.
Здание еще одной из первых воронежских аптек сохранилось и до наших дней. Красивый необычный одноэтажный дом в эклектичном стиле из красного кирпича находится на улице Пятницкой, 30. В самом начале ХХ века его построил воронежский мещанин Василий Яковлевич Казарезов и начал сдавать в аренду воронежским аптекарям. Первый обосновавшийся здесь аптекарь носил фамилию Лимбах. Затем с 1909 по 1913 год фармакологией здесь занимался аптекарь Зиман. Надо сказать, что все аптекари и большинство врачей тогда в Воронеже носили неславянские фамилии – были евреями или немцами. Работа в аптеке в то время обещала малый доход, и никто не хотел идти изучать фармацию, овладеть которой без знания латыни и других иностранных языков было невозможно. Фармацевтов в России по-прежнему критически не хватало. И только на стыке ХIХ и ХХ веков аптекарское дело в России понемногу становится престижным.
Тайны живой воды
– Хорошо известная воронежцам многих поколений аптека №15 на проспекте Революции, которой теперь там, к сожалению, уже нет, работала в этом месте еще до революции – на Большой Дворянской. Она принадлежала аптекарю Людвигу Мюфке, который стал в Воронеже первым владельцем целой аптечной сети. Аптека Мюфке – дореволюционный прототип советской 15-й аптеки – была тогда самой популярной у горожан. Здесь работало 14 фармацевтов и 8 учеников. В других аптеках города в лучшем случае трудились один фармацевт и два его ученика. Семья Людвига Мюфке открыла в Воронеже еще и завод фруктовых минеральных вод. Продавала свои напитки в аптеке. Здесь же можно было заправить керосином первые авто на улицах города.
В 1897 году Мюфке открыл при своей аптеке химико-микроскопический и бактериологический кабинеты – «для исследования крови и различных выделений человеческого организма». А еще этот провизор был известным благотворителем, предоставлял городским и земским лечебницам лекарства со значительной скидкой либо в кредит. Бедным воронежцам он помогал и вовсе бесплатно. Есть свидетельства, что еще до Первой мировой войны Людвиг Мюфке как химик изучал тайны «живой воды». Это дело после революции продолжил его сын Владимир. После революции он с разрешения новых властей открыл в Воронеже производство химически обогащенной целебной воды. Ее полезные свойства тогда помогли многим раненым участникам Гражданской войны, областному руководству.
Дело Мюфке живет и побеждает
– После революции, в 1918 году, все частные аптеки Воронежской губернии были национализированы и переданы в ведение Губздравотдела. На базе производства Товарищества «Л.И. Мюфке» открылась галеновая лаборатория для приготовления спиртовых и водно-спиртовых вытяжек из лекарственных трав. И вплоть до 30-х годов аптекарское дело в городе стало понемногу затухать. В Гражданскую войну их число сократилось до 48 на всю губернию. И только в первую советскую пятилетку воронежская аптечная сеть снова стала развиваться. Новыми темпами началась заготовка лекарственных растений. В бывшем имении Клочкова в нынешнем Новоусманском районе открылся специализированный «аптечный» совхоз. И даже во время войны в освобожденном Воронеже и в области уже вовсю функционировали для нужд фронта и жителей 131 аптека, 15 пунктов и четыре аптечных склада. В самом городе весной 1943-го снова заработала галеновая лаборатория – как продолжатель дореволюционного дела аптекаря Мюфке. В 1958 году она была реорганизована в фармацевтическую фабрику. В 1985 году это воронежское производство стало лидером во Всероссийском соревновании фармацевтических предприятий.